Подчеркивая, что социализм — это сфера должного, царство целей, они ставили на место материалистического понимания истории кантовскую теорию практического разума. По их мнению, своей формулой категорического императива (к-рая гласит, что человек должен относиться к человечеству и в своем лице, и в лице всякого др. как к цели и никогда только как к средству) Кант якобы впервые этически обосновал социалистическую идею солидарности и уважения достоинства каждой личности. Абстрактность и формализм этики Канта (т. е. ее наиболее существенные недостатки) оборачиваются для неокантианцев достоинствами, т. к. способствуют выработке этического идеала, пригодного для каждого человека независимо от его материальных и социально-классовых интересов. Этика, по их мнению, должна быть «социальной педагогикой», помогающей устранять классовые конфликты и солидаризировать об-во. Теория классовой борьбы и социальной революции, диктатура пролетариата, диалектика как учение о противоречиях теряют смысл и делаются с этой т. зр. просто ненужными. Э. с. оказал большое воздействие на теоретиков нем. и австр. социал-демократии, и прежде всего на Э. Бернштейна, сформулировавшего реформистский тезис о том, что стремление пролетариата к его конечной цели — второстепенный вопрос по сравнению со стремлением к целям ближайшим. Идеи Э. с. культивируются ныне правосоциалистическими идеологами (В. Эйхлер, О. Поллак и др.). По-прежнему рассматривая социализм гл. обр. как нравственное миросозерцание, они основывают его уже не только на кантовской философии, но и на ценностях христианской этики, философско-идеалистической антропологии и т. п. Так же как и неокантианцы, они неоправданно обвиняют революционный марксизм в пренебрежении морально-гуманистическими аспектами социализма, отстаивают принцип межклассовой солидарности, отдают решительное предпочтение духовно-нравственным ценностям перед социально-экономическими преобразованиями, акцентируя на постепенных, эволюционных изменениях об-ва в условиях хорошо функционирующего и «оправдавшего себя» рыночного хозяйства, т. е. в условиях сохранения частной собственности. Отсюда и их вывод совсем в духе Бернштейна «Демократический социализм не имеет конечной цели, его следует понимать как постоянную задачу». |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |