В общем виде К. определил мораль как область человеческой свободы в отличие от сферы внешней необходимости и природной причинности, что не выходило еще за рамки традиционного взгляда идеалистической этики и трактовало мораль весьма расплывчато. Более конкретно мораль, по К., есть область должного (Требование моральное), к-рое в нравственности имеет всеобщий характер («Категорический императив», Равенство в морали). Это. хотя в принципе и правильное, определение не основывалось у К, на понимании социальной природы морали, а потому не вскрывало специфического характера причинности в морали, вело к противопоставлению долженствования и социально-исторической необходимости, должного и сущего. Отсюда скептическая оценка К. движущих сил исторического прогресса (людьми движут, считал он, чаще всего аморальные мотивы) и его представление о том, что моральный идеал достигается лишь в потустороннем «мире целей». Т. обр., получалось, что человек должен исполнять свой долг ради самого долга. Это было выражением т. зр. ригоризма и формализма в морали. К. подверг критике нравственного чувства теории, однако сам впадал в этический психологизм, присущий этим теориям, поскольку полагал, что в исполнении требований нравственности главное заключается в «доброй воле», в мотиве самоподчинения долгу, а не в совершении практических действий (Моральной доброты теория). «Эта добрая воля Канта вполне соответствует бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 182), Идеалистическими сторонами этики К. являются также его представление об априорности морального сознания, допущение бессмертия души и существования бога как гаранта справедливого воздаяния людям за их моральную деятельность в земной жизни. Последний момент в этике К. (как и нравственный ригоризм) тесно связан с его религиозно-протестантскими убеждениями. Этика К. оказала значительное влияние на совр. буржуазную философию морали, в особенности на экзистенциализм и интуитивизм. Отдавая должное теоретическим заслугам К. в разработке мн. этических проблем, марксистская этика вместе с тем отвергает идеалистические и формалистические положения в его учении, в особенности те, к-рые послужили впоследствии идейной базой реформизма и оппортунизма е рабочем движении (Этический социализм). Осн. этические работы — «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Религия в пределах только разума» (1793), «Метафизика нравов» (1797). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |