Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


«Категорический императив» — осн. категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», к-рый гласит: поступай так, чтобы максима твоей воли (правило, к-рому ты следуешь) могла быть вместе с тем основой всеобщего морального законодательства (т. е. чтобы все др. могли также ему следовать). Кант считал, что в «К. и.» он открыл такой универсальный принцип, из к-рого можно вывести все конкретные содержательные моральные требования (если избранной тобой линии поведения не могут последовать др., то она не является правильной).

На самом же деле данный принцип только формален (Формализм); с его помощью можно лишь определить, относится ли избранная человеком линия поведения к морали, но под него подпадает всякая, в т. ч. и консервативная, система нравственности. «К. и.» имеет также тот смысл, что служит своеобразным обоснованием идеи равенства в морали: каково бы ни было содержание моральных требований, они всегда должны иметь всеобщий характер, распространяться на всех людей. «К. и.» (безусловное поведение) Кант отличает от «условного императива» (если хочешь достичь к.-л. цели, ты должен совершать определенные поступки в качестве средства), считая последний непригодным для того, чтобы служить критерием нравственности.

Кант указывает, что «условный императив» не может дать правило, общее для всех людей, т. к. их цели всегда различны. Он исходит из противоположности частных интересов, присущей буржуазному об-ву. Его т. зр. «вполне соответствует... убожеству немецких бюргеров, мелочные интересы которых никогда не были способны развиться до общих, национальных интересов класса...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 182).

Отвергая принципы «условного императива» в качестве критерия нравственности, Кант выступил против узкоутилитарного понимания нравственности, против расчетливого практицизма и торгашеского духа буржуазного об-ва, против истолкования морали по характерному для буржуазной политики принципу «Цели оправдывают средства» (Цели и средства, Мораль и политика, Макиавеллизм, Иезуитизм), против использования человека в качестве средства для достижения чуждых ему целей, к-рое является законом буржуазной экономики.

Но вместе с тем Кант, в сущности, отверг и целенаправленный характер морального действия, через к-рое осуществляются социально-этические потребности человека. Буржуазному принципу «взаимного использования», оправдывающему эксплуатацию человека человеком, Кант противопоставил следующий принцип: поступай так, чтобы человечество как в твоем лице, так и в лице всякого др. рассматривалось как цель и никогда как одно только средство. На этом основании неокантианцы Г. Коген, П. Наторп, К. Форлендер видели в Канте основоположника социализма (Этический социализм).

Однако сам Кант считал свои принцип практически неосуществимым и перенес его реализацию в бесконечно удаленное «царство целей», к к-рому человечество может только приближаться. Ревизионист Э. Бернштейн, пытаясь обосновать в рабочем движении тактику оппортунизма и отказ от революционной борьбы, трансформировал кантовскую мысль в вывод о том, что «конечная цель — ничто, движение — все!».

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




«Категорический императив»


 

2010. Словарь по этике.