Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Этическое и эстетическое — любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности обладают одновременно эстетическим и этическим значением (ценностью) и могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с др. — как добро или зло. При этом издавна в общественном и индивидуальном сознании нравственное и прекрасное мыслятся как некое органическое единство, фиксируемое даже словесно (напр., древнегреч. понятие «калокагатия» означает одновременно и «доброе» и «прекрасное», а понятие «прекрасное» в рус. эпосе и сказках применяется для обозначения физического совершенства, душевной силы и нравственной чистоты).

Такое «взаимопроникновение» двух относительно самостоятельных понятий отражает важнейшую ценностную установку, выработанную исторически развивающимся общественным сознанием, с гуманистической т. зр. прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально-добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Именно внутреннее родство, сущностное единство этической и эстетической сфер обусловило смысловую специфику понятий «возвышенное», «низменное», «героическое» и др., где этическая и эстетическая оценки явления или поступка выступают нераздельно, слитно.

Диалектика взаимоотношений Э. и э., однако, не исчерпывается их единством. В конкретно-историческом контексте имеют место весьма сложные и нередко глубоко противоречивые отношения между этими сферами. Факты конфликта между Э. и э. в условиях классово-антагонистического об-ва послужили причиной возникновения теорий и концепций, где данные сферы неправомерно противопоставляются друг другу как якобы изначально чуждые, несоединимые формы человеческой жизнедеятельности.

Марксистско-ленинская наука, отвергая эти концепции и выводы, рассматривает противоречия между Э. и э. в реальной действительности как следствие уродливых социальных условий (напр., в буржуазном об-ве добро и красота часто исключают друг друга либо оказываются в противоестественном сочетании, когда порок, безнравственность претендуют на положительное эстетическое значение, а красота утрачивает нравственное начало) или одностороннего развития и воспитания личности, в силу чего стремление к красоте или соблюдение общепринятых норм морали носит чисто внешний, «показной» характер.

Многообразие конкретных случаев несовпадения Э. и э., как правило, является результатом нарушения гармонии в отношениях между реальным и идеальным, природным и духовным, внутренним и внешним в самой человеческой жизнедеятельности. В сфере поведения личности и отношений между людьми это выражается, в частности, в недооценке «формы» поступка или общения, к-рая может быть вежливой или грубой (Вежливость, Грубость), изящной или вульгарной, либо, напротив, в пренебрежении «содержательной» стороной поведения и общения, что наиболее наглядно проявляется в «чистых» формах Э. и э. (этикет, мода).

Э. и э. вступают в конфликт и в тех случаях, когда человеку нравится, доставляет наслаждение то, что в нравственном смысле ущербно или аморально (напр., положительное восприятие тех образцов т. наз. массовой культуры, в к-рых эстетизируются насилие, жестокость, сексуальная патология и пр.). В реальной жизни порок, пошлость, духовная нищета и ограниченность нередко маскируют свою подлинную сущность внешней красивостью формы, манер, слов. Поэтому отличие подлинной красоты от красоты мнимой выявляется через ее отношение к добру, т. е. через установление ее собственно человеческого содержания.

Нравственная оценка события, факта или поступка органически входит в состав и структуру эстетической характеристики любого социального явления. Т. обр., в человеке, взятом в его многообразных связях с конкретно-исторической социальной действительностью, Э. и э. выступаю» сторонами единого целого. Именно в самом человеке и следует искать поэтому реальную основу как «согласия», так и «разногласия» в отношениях Э. и э.

Преодоление противоречий, искажающих смысл Э. и э., возможно лишь на основе практического осуществления коммунистического идеала, ставящего своей целью создание всех необходимых условий для всестороннего, целостного развития личности. Важное место и роль в раскрытии реальной диалектики Э. и э. принадлежит искусству, к-рое А. И. Герцен назвал «эстетической школой нравственности».

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Этическое и эстетическое


 

2010. Словарь по этике.