Первым в истории Э. натурализм и психологизм в трактовке морали подверг критике Кант. Он указал, что относиться с одобрением к хорошему и с осуждением к плохому, испытывать внутреннюю удовлетворенность своими добрыми поступками и угрызения совести от аморальных действий человек может только в том случае, если он уже является моральной личностью. Поэтому надо сначала определить, что такое моральное сознание, а потом уже говорить о том, в каких именно переживаниях оно выражается. В противоположность П., к-рая занимается психической природой человека (каков он есть в действительности) и выясняет фактические субъективные причины и механизмы его действий. Кант определял Э. как науку о должном поведении человека и о том, каковы должны быть его мотивы, если даже на самом деле он им не следует. Кант не смог выяснить социальную природу морали, в потому и истолковал моральное сознание как априорное в противоположность психике, к-рая эмпирически обусловлена. В этом проявилось его идеалистическое понимание морали. Проблема соотношения Э. и п. остается нерешенной и в совр, буржуазной этике, к-рая либо трактует мораль как проявление человеческой психики, либо следует кантовскому противопоставлению эмпирически обусловленной психики и априорной, логической или иррациональной способности морального суждения, Лишь в марксистской теории проблема соотношения Э. и п. получила научно-материалистическое решение. Отсюда вытекают в различные аспекты в трактовке некоторых понятий в Э. и п. Так, П. рассматривает свойства характера человека с т. зр. их обусловленности определенными психическими механизмами в мозгу человека (стереотипами, привычками, склонностями, потребностями, чувствами), к-рые могут быть отчасти прирожденными, а отчасти благоприобретенными, воспитанными в известных социальных условиях и к-рые внешне выражаются в соответствующих действиях, типичных для данного лица. Т. обр., и психические свойства, и моральные качества причинно обусловлены, но проявляют в себе различные виды причинности. При всем различии Э. и п. эти науки взаимосвязаны. Э. разъясняет нравственное значение тех или иных изучаемых психологами действий, мотивов, характеров, а П. раскрывает психическую природу и условия формирования этих нравственных явлений. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |