В морали проблема справедливого В. возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Поскольку эксплуататорское об-во, основанное на социальной несправедливости, как правило, не обеспечивает действительного вознаграждения добродетели и наказания порока, то в религиозной морали В. переносится в потусторонний мир. Вера в «загробную жизнь» и «божий суд» выдвигается там как единственная гарантия и предпосылка нравственного образа жизни людей на земле. Т. обр., моральная санкция по аналогии с правовой толковалась как своеобразная «материальная компенсация» в потустороннем мире за благодеяния и злодеяния, совершенные в земной жизни. В действительности же подлинно моральной санкцией являются поощрение и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей. Принцип В. впервые находит последовательное осуществление лишь при социализме, и прежде всего в распределении по труду. Здесь этот принцип не только способствует развитию трудовой активности, но, будучи воплощением требований справедливости, является вместе с тем и способом духовного воздействия об-ва на личность (признание ее заслуг стимулирует у нее трудолюбие и т. п.). Достижение полного единства материальных интересов личности и об-ва при коммунизме снимает саму проблему В., к-рая имеет смысл лишь до тех пор, пока сохраняется их различие. В обыденном языке термин «В.» в настоящее время употребляется редко. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |