Необходимость регулирования об-вом поведения людей включает, с т. зр. морали, две взаимосвязанные задачи: во-первых, выработку нравственных требований, к-рые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании об-ва в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла в т. п.; во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия (Самоконтроль), а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т. е. предъявлять моральные требования к др. людям и оценивать их поступки. Поэтому В. н., как и мораль, имеет классовый характер, хотя также включает общечеловеческие элементы (Общечеловеческое и классовое в нравственности). Во всей предшествующей истории В. и. происходило в осн. стихийно, как результат восприятия человеком условий своего общественного бытия, приспособления его к существующим способам поведения, определенной социальной дисциплине. Это проявляется во первых в разделении собственно воспитания и социальной практики людей, поскольку сами объективные условия общественного бытия остаются вне контроля воспитателей и часто порождают у людей чувства и убеждения, прямо противоположные тому, что им проповедуют. Во-вторых, когда просветители поставили задачу всеобъемлющего социального воспитания людей, то они разделили об-во на две части: на воспитателей и воспитуемых, забыв о том, что «воспитатель сам должен быть воспитан» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 2). В совр. капиталистическом об-ве эта т. зр, вылилась в теорию «просвещенной элиты» и «толпы», в оправдание практики «манипулирования» сознанием масс в интересах «большой политики». Марксизм-ленинизм принципиально по-иному ставит вопрос о В. н., связывая его с революционной борьбой самих народных масс, с практикой строительства социализма и коммунизма. При социализме планомерно преобразуются объективные условия общественного бытия людей и тем самым создаются предпосылки к осуществлению целенаправленного В. н. в масштабах всего об-ва в процессе самой практической деятельности народных масс (Коммунистическое воспитание). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |