Проблема С. в. в истории этики часто истолковывалась идеалистически. Индетерминистское (Причинность) понимание С. в. рассматривает ее вне зависимости от к.-л. внешних причин. Источник активности человека и его способности выбирать поступки усматривается в воле как таковой, к-рая якобы противостоит всякой необходимости. Отрыв С, в, от объективной действительности часто ограничивал ее проявление лишь сферой духа, т, е. приводил к утверждению о принципиальной невозможности реализовать ее в материальном мире. Уже в древности Эпиктет высказывал мысль, что добро и зло находятся лишь в разуме человека, а потому «нет насилия, которое могло бы лишить нас свободы выбора». Для буржуазных теоретиков более позднего периода характерно представление о свободной воле (берется ли она в качестве свойства человека или превращается в нечто абсолютное, самостоятельное) как о ничем не ограниченном произволе (Штирнер, Ницше, Шопенгауэр). Это нередко приводит их к обоснованию крайнего индивидуализма и аморализма. Понятие свободной воли — одна из центральных категорий этики экзистенциализма. Мыслители-материалисты (Гоббс, фр. материалисты XVIII в., рус, революционные демократы) отвергали индетерминистское понимание С. в. на том основании, что все действия человека причинно обусловлены. Но представителям домарксистской этики так и не удалось ответить на вопрос, каким образом можно совместить способность человека выбирать свои поступки с объективными законами мира. Поэтому мн, из них, трактуя причинность человеческой деятельности механистически, приходили к выводу, что каждое действие человека заранее предопределено общим ходом вещей (Гоббс, Гольбах, А, Коллинз). Т. обр., неверное решение проблемы С, в. приводит мыслителей в итоге к одной из двух порочных крайностей — к волюнтаризму или фатализму. Подлинное решение проблемы С. в. дает только марксистско-ленинская теория. Деятельность человека, осуществляемая на основе выбранной цели, в конечном счете отражает определенные законы развития природы и об-ва, т. е. объективную необходимость. Последняя выражается в интересах и потребностях людей и классов, определяя мотивы их поступков, эту необходимость нельзя рассматривать лишь как нечто внешнее по отношению к человеку, ибо не только действия людей обусловлены законами природы и об-ва, но и человек в свою очередь способен воздействовать на окружающее, преобразовывать его. В рамках общей социально-исторической необходимости, к-рая осуществляется благодаря совокупности действий громадной массы людей, отдельный человек или относительно большая социальная группа обладают свободой выбора (напр., в вопросе о том, на сторону какого класса стать, примкнуть или не примкнуть к определенному общественному движению, как посту пить в личной жизни и т. п.) Именно в этих границах марксистская этика и ставит вопрос об ответственности человека за свои поступки (см. также Деятельность моральная, Свобода нравственная, Самодеятельность и творчество). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |