И наоборот, преодоление человеком чувства С. характеризуется как смелость, мужество. С. может выступать не только как психическое состояние отдельного человека, но и как устойчивая черта сознания социальных групп и об-ва в целом. Ужас и С. перед непонятными явлениями природы испытывал, напр., первобытный человек, к-рый почти целиком находился во власти естественных законов и не в состоянии был контролировать их. Чувство С. воспитывается в людях также социальными условиями, отражая состояние бесправия, угнетения и бессилия человека, находящегося во власти стихийно действующих общественных сил. В капиталистическом об-ве С. перед будущим у трудящихся вызывается существованием безработицы, а у частного предпринимателя — угрозой разорения. С. перед грядущим, перед неумолимыми законами истории — типичная черта сознания господствующих эксплуататорских классов в периоды приближения их гибели. Мн. буржуазные философы (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер и др.) считают С. естественным состоянием человека, осознающего свое одиночество, понимающего бессмысленность своего бытия. С., по Бердяеву, лежит в основе жизни личности и правит миром. Для Кьеркегора, Хайдеггера и др. экзистенциалистов «предмет страха есть ничто». Беспредметный, бесконечный ужас перед «ничто», с их т. зр., порождается «заброшенностью» и постоянной озабоченностью человека, вынужденного брать на себя ответственность за выбор решения, для к-рого не может быть никаких разумных доводов. С. не только закономерное порождение классового об-ва, но и один из рычагов сохранения отношений эксплуатации. Чувство С. всегда играло роль важного регулятора поведения человека в этом об-ве (С. перед наказанием, перед силой или властью). Нередко чувство С. выдвигается даже в качестве нравственного побуждения. Религиозная мораль вменяет людям С. перед богом, перед «страшным судом», считая его наиболее надежной гарантией соблюдения ее требований. Утверждение принципов коммунистической нравственности в повседневной жизни людей предполагает, что каждый отдельный человек должен исполнять свой долг перед об-вом, руководствуясь не С. перед наказанием или даже перед моральным осуждением его поступков, а по внутренней убежденности, повинуясь своей совести, т. е. сознательно и свободно. Лишь бесстрашие перед трудностями, готовность ради истины и социального прогресса пойти против сложившихся традиций и авторитетов делают человека подлинным носителем коммунистической нравственности. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |