Так, сформулированное С. нравственное требование: «Все должно происходить так, словно весь мир следит за тем, что я делаю, и сообразуется с этим» — прямо перекликается с «категорическим императивом». Однако С, не признает общеобязательности нравственных норм; всякий поступок рассматривается им как уникальный, неповторимый. Осуществление индивидом внутреннего императива выступает у С. как искупление аморальности об-ва, поэтому во всякой ситуации на человека возлагается своего рода жертвенная миссия. Сама «неподлинность социальных ценностей», по С., обусловлена «малодушием» индивида, не решающегося повиноваться голосу совести. Последняя трактуется С. как неотвязное бремя врожденной вины. Свобода у С, лишена созидательного начала (зачастую это лишь свобода желать) и выступает как идеальная неизменная «сущность» человека: она налицо в любом человеческом действии, даже если последнее абсурдно, иррационально, совершено в состоянии аффекта; она «неотъемлема и в заточении», человек «осужден быть свободным». Социальная среда выступает недифференцированно, как анонимный носитель «насилия»; на этом схематическом фоне моральный субъект вновь и вновь проверяет себя на «подлинность». Целям такого «самовыверения» и служат важнейшие категории экзистенциалистской философии С.: «пограничная ситуация», «выбор», «самообман». Этика С, в конечном счете выступает как дезориентирующее учение: в ней находит теоретическую опору как обрекающая на политическую бездейственность «этика опущенных рук», так и анархистский леворадикальный активизм. Этические взгляды С. изложены в работах «Бытие и ничто» (1943), «Экзистенциализм это гуманизм» (1946), «Критика диалектического разума» (I960), в романах «Тошнота» (1938) и «Дороги свободы» (1945), в драматургии и публицистике. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |