Но общественные условия и классовые интересы получают в Р. м. мифологическое толкование и объяснение: требования нравственности объявляются повелениями бога, к-рый якобы создал человека и предопределил его моральное назначение. Так, согласно иудейско-христианской легенде, моральные заповеди были получены пророком Моисеем непосредственно от самого бога на горе Синай. Отсюда вытекает представление о том, что нравственные требования якобы вечны, установлены раз и навсегда, т. е. имеют внеисторический характер и по своему содержанию совершенно не зависят от общественных условий жизни людей (Абсолютизм, Фетишизм). Они представляются в виде «идеальных» принципов, противостоящих «земной» практике и материальным интересам людей. Это противопоставление распространяется и на самого человека; духовное («божественное») начало в нем якобы противоположно его «телесной», чувственной природе. В этом религиозном раздвоении человека нашло отражение реальное положение его в системе частнособственнических и эксплуататорских отношений. Предписываемые ему моральные требования постоянно вступают в противоречие с его собственными интересами. Социальная несправедливость, господствующая в классово-антагонистическом об-ве, ставит перед религией специфическую проблему — оправдания зла на земле и конечного воздаяния добродетели, над к-рой порок постоянно одерживает верх в земной жизни. В христианстве эта задача решается с помощью теодицеи и учения о конечном «спасении» человечества в «царстве божьем», где добродетель будет вознаграждена, а порок наказан (Эсхатология). С этой т. зр. рассматривается вся жизнь человека, ее смысл и назначение. Земное существование людей бренно, представляет собой искупительное страдание, ниспосланное ему богом, и есть лишь подготовка к будущей загробной жизни. Р. м. выдает за подлинную нравственность аскетизм, смирение и добровольное подавление в себе всего собственно человеческого. Особое толкование в Р. м. получают и моральные мотивы. Т. обр., Р. м, не в состоянии дать человеку подлинно нравственные мотивы, подменяет их стремлением к благополучию (хотя бы только в потусторонней жизни) и страхом перед «вечными муками». Поскольку высшим судьей поступков человека Р. м, провозглашает бога, она дает возможность снять с человека личную ответственность за определение своей нравственной позиции и выбор линии поведения. Практическая борьба за претворение в жизнь моральных идеалов подменяется в ней упованием на милость бога, гл. считается не реальнее достижение поставленных нравственных целей, а формальное (внешнее — в поведении или внутреннее — в умонастроениях) следование установленным раз и навсегда нормам и принципам. Поэтому для Р. м. особенно характерны моральный формализм, ригоризм, ханжество, фарисейство. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |