П. подверг критике ошибочные концепции в истории этической мысли, согласно к-рым основанием морали выступает неизменная человеческая природа. Рассматривая мораль как явление социальное, П. писал, что «нравственное развитие человечества следует шаг за шагом за экономической необходимостью; оно точно приспосабливается к реальным потребностям общества... «В основе нравственности, — считал П., — лежит стремление не к личному счастью, а к счастью целого: племени, народа, класса, человечества», что не исключает «утилитарной основы этой возвышенной способности»; индивидуальный альтруизм вырастает на почве «общественного эгоизма». Отмечая классовый характер морали в классовом об-ве, П. разоблачает лицемерие буржуазной морали, безнравственную практику буржуазии, прикрываемую псевдонравственными проповедями. П. развивал марксистское положение о крушении в ходе классовых сражений буржуазных моральных устоев и возникновении новой, пролетарской нравственности — «нравственности революционной борьбы с существующим порядком вещей». Он показал, что нравственный идеал пролетариата формируется в тесной связи со всей совокупностью общественных отношений и положением данного класса в об-ве. Отметив положительное содержание последней, П. писал, что Чернышевский не освободился, однако, от ограниченности, свойственной этическим взглядам просветителей, от стремления «искать в рассудке опоры для нравственности». Наконец, П. подверг резкой критике толстовское учение о всепрощающей любви и непротивлении злу насилием. П. выступал против этического социализма, разоблачая попытки ревизионистов и неокантианцев дополнить марксизм идеалистическими этическими теориями. В последний период своей деятельности, в годы первой мировой войны, П. сам допускал отступления от марксизма. Так, ссылаясь на простые нормы нравственности, он пытался обосновать свою оборонческую позицию, а также свое примиренческое отношение к оппортунизму. Осн. работы, в к-рых изложены этические взгляды П.: «Очерки по истории материализма» (1896), «О так называемых религиозных исканиях в России» (1915), «Н. Г. Чернышевский» (1909). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |