Это состояние неограниченной свободы имело следствием несогласованность действий людей или даже «войну всех против всех», что в конце концов приводило к ущемлению интересов каждого. Поэтому впоследствии люди заключили между собой молчаливый или официально оформленный договор о том, что они обязуются соблюдать определенные нормы поведения и поступаются частью своей свободы в пользу государства, к-рое гарантирует неприкосновенность жизни и собственности каждого. Идеи «О. д.» высказывались еще в древности (софисты Ликофрон и Фразимах, Эпикур, Цицерон), но в виде развернутой теории были обоснованы буржуазными философами (Гроций, Гоббс, Руссо и др.). Положительное значение теории «О. д.» состояло в том, что она была направлена против религиозного, чисто традиционного или авторитарного объяснения происхождения права и морали. Данная теория оказала влияние на значительную часть буржуазных этических учений, в к-рых требования нравственности выводятся не из объективной зависимости человека от об-ва, не из законов истории, а из обязательства, к-рое люди принимают на себя перед об-вом по своему усмотрению, руководствуясь собственной выгодой. Такое объяснение происхождения моральных обязанностей человека перед об-вом, в сущности, является индивидуалистическим и субъективистским и поэтому отвергается марксистско-ленинской этикой. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |