Марксистская этика не признает противоположности между моралью долга и добродетели, «внутренней» нравственностью М. и «внешней» моральностью деяния (Легализм). С т. зр. марксистской этики требования морали направлены на осуществление определенных социальных потребностей. Поэтому прежде всего имеют значение сами действия, совершаемые людьми. Но помимо объективного результата всякого действия имеет значение также и его М., ибо мораль регулирует поведение людей в значительной мере посредством личного сознания каждого отдельного человека. Если человек подчиняет свои действия (пусть даже сами эти действия соответствуют требованиям обстоятельств и нравственным нормам) не моральным М., а страху перед наказанием, соображениям эгоизма, карьеризма, тщеславия, то в иных обстоятельствах этот же человек (когда его интересы будут расходиться с общественными или если он почувствует безнаказанность своих поступков) способен совершить и безнравственное деяние. Поэтому марксистская этика рассматривает М. и деяние человека в тесном единстве. Особенно большое значение придается М. в коммунистической нравственности, к-рая предполагает сознательное служение личности интересам об-ва. Для социалистического об-ва важно не просто достижение той или иной частной цели, диктуемой потребностями конкретных обстоятельств, а в конечном итоге осуществление высшей цели — построения коммунизма, создания нового человека. Коммунистическая нравственность специально формулирует ряд требований, имеющих отношение к М., — идейность, сознательность, убежденность, принципиальность. Причем значение личной сознательности как регулятора поведения возрастает в социалистическом об-ве в ходе строительства коммунизма. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |