Только высшие удовольствия соответствуют нравственной природе человека, чувству собственного достоинства. М. стремился сгладить банальности этики Бентама, согласовать принцип эгоистической пользы с традиционными ценностями буржуазного сознания: совестью, долгом, уважением юридических законов и общественного мнения, практикой частной благотворительности. Критерием при определении качественного превосходства одного удовольствия над др. М. считал общественное мнение, а в спорных случаях — мнение большинства («нравственный плебисцит»), Долг связывается у него с применением таких средств для достижения личной цели, к-рые бы не ущемляли общего счастья. Последнее определяется М. как величайшая сумма общего блага, к-рое ассоциируется с общественным благосостоянием, порядком, стремлением к добродетели. К числу добродетелей М. относит принцип альтруизма, в основе к-рого лежит «чувство общительности», смягчающее эгоизм. Оно постепенно возрастает с развитием цивилизации. Высшая из общественных добродетелей — справедливость — обязывает соблюдать законные права личности (свободу и право собственности), платить добром за добро, не обманывать и быть беспристрастным. Знакомство с чартистским движением привело М. к этическому социализму, поддержке либеральных рабочих организаций, стремившихся парламентскими средствами воздействовать на политику буржуазного правительства. Этические взгляды М. изложены в последней главе 6-й книги «Система логики» (1843, рус. перевод 1865—67, 1900 и др.) и в соч. «Утилитаризм» (1863, рус. перевод 1866—69, 1900). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |