Критика капитализма носит у М. скорее апологетический, чем разрушительный, характер: он хотел бы «подправить», «улучшить» существующий капиталистический мир. Кризис совр. мира, культуры и цивилизации М. усматривает в ослаблении веры, в потере религиозности. Вслед за Фомой Аквинским М. провозглашает религиозную мораль вечной и самой совершенной, поскольку она якобы очищает человека, обращает его дела и мысли к богу. Именно религиозная мораль, согласно М., способствует подлинному прогрессу — всеобщей «спиритуализации». Истинная свобода человека, по М., заключается в установлении все более тесного контакта с богом, а для этого он должен строго и неукоснительно соблюдать нормы и правила религиозной морали. Только следуя ее предписаниям, человек может достигнуть вечного блаженства, индивидуального бессмертия и божественной благодати. Этика М. носит абстрактный, внеисторический характер. Это в полной мере относится и к его теории «интегрального гуманизма». Однако против прогрессивных революционных действий М, считает возможным применять конкретные меры подавления, поскольку такие действия стремятся нарушить основы жизни в существующем об-ве. Это еще раз доказывает, что религиозная мораль, теоретиком к-рой является М., по своему содержанию носит апологетический характер и призвана защищать интересы эксплуататорских классов. Осн. работа М. по проблемам этики: «Антимодерн» (1922). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |