Человек, являясь, как и весь мир, закономерным порождением «дао» (понимаемого и как структурный элемент бытия, и как естественный закон), есть, с т. зр. Л.-ц., часть природы. Его предназначение— следовать пути добродетели — «дэ», т. е. жить согласно природе. Всякая попытка изменения природосообразного порядка гибельна. Источник зла в отступлении от предписанных природой законов. В нем повинны правители и их корыстолюбивые приближенные. Противоречивость нравственных явлений Л.-ц. связывает с появлением неравенства. Он все делает для людей и все отдает другим... Дао мудрого человека — это деяние без борьбы». Чтобы привести людей к счастью, не следует их просвещать. Счастье и познание — исключающие друг друга цели. Л.-ц. связывает с распространением знаний упадок нравов, возникновение неравенства, алчности, честолюбия — все, что исходит от власть имущих. Л.-ц. проповедует возврат к идеализированной им патриархальщине родового строя: «Нужно сделать государство маленьким, а народ редким... Надо сделать так, чтобы народ снова начал плести узелки и употреблять их вместо письма. Надо сделать вкусным его питание, прекрасным его одеяние, устроить ему спокойное жилище, сделать веселой его жизнь». Т. обр., Л.-ц, формулировал гл. положения этики раннего даосизма: цель — следовать пути, указанному природой, принцип — «недеяние», суть счастья как блага народа — в возврате к равенству, простоте и невежеству «золотого века», счастье как благо мудреца — умеренность, спокойствие, близость к природе. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |