Как отрицание воли к жизни К. провозглашается высшим благом в этике Шопенгауэра. В совр. капиталистическом об-ве К. становится одной из форм морального нигилизма, выражая настроения бессилия, усталости, апатии, распространенные в мелкобуржуазной среде. В любых моральных предписаниях К. усматривает покушение об-ва на свободу «естественного» человека. Отвергая буржуазную мораль, дух торгашества, карьеризма и потребительства, К. призывает сохранить моральную чистоту путем предельного сокращения социальных связей, пассивного соблюдения моральных обязанностей, отказа от гражданственности и ответственности за состояние дел в об-ве. Если в прошлом К. в известных ситуациях мог быть средством самозащиты личности от общей деморализации, то в совр. эпоху революционного преобразования об-ва он лишается всякого гуманистического содержания. В. И. Ленин отмечал, что, препятствуя социальной активности масс, внушая иллюзорное душевное спокойствие, К. «приносит самый непосредственный и самый глубокий вред» (т. 20, с. 104). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |