Социалистический К. в корне противоположен буржуазному индивидуализму. Его социальной базой является общественная собственность на средства производства и обусловленная ею общность коренных целей и интересов людей. Содержание принципа К. включает решение следующих важнейших нравственных проблем: отношения личности и об-ва; определение целей и мотивов общественно полезной деятельности; соотношение общественных, коллективных и личных интересов; нормы повседневных взаимоотношений между людьми; соотношение коллектива и индивида с т. зр, нравственного авторитета и ответственности. В противоположность буржуазному принципу эгоизма К. подразумевает, что человек в своей общественно полезной деятельности исходит из мотива сохранения и умножения общественного достояния, ставит перед собой цель осуществления общественного блага. При этом человек служит об-ву не потому, что он повинуется чьей-то воле, а добровольно, на основе собственного понимания интересов об-ва и остальных людей, т. е. сознательно и свободно. Со своей стороны об-во также делает предметом своей первоочередной заботы потребности личности. Осознание этого единства общественных и личных интересов позволяет человеку в определенных случаях, когда в этом возникает необходимость, добровольно поступиться своими интересами в пользу общественных. Признание приоритета общественных интересов не означает безусловного подавления интересов личных. Оно лишь позволяет преодолевать возникающие между ними противоречия, к-рые имеют частный, преходящий характер, и в конечном итоге способствовать достижению максимального удовлетворения интересов всех членов об-ва. В то же время каждый отдельный человек отвечает за свои поступки перед окружающими, перед коллективом, в к-ром он живет, учится, работает. Признание своей ответственности перед коллективом и его морального авторитета вовсе не умаляет значения совести личности. Просто каждый человек, совершая поступки, затрагивающие интересы об-ва, должен быть готовым выставить их на суд общественного мнения, в создании к-рого он сам участвует наравне со всеми. Это не означает, однако, что в социалистическом об-ве повседневная деятельность личности должна быть объектом публичного контроля; в этом нет никакой необходимости. По мере развития коммунистической сознательности людей возрастает степень самостоятельности и личной свободы каждого человека в исполнении им общественного долга. Т. обр., принцип К. не имеет ничего общего с обезличиванием человека, подавлением подлинной свободы личности и ее интересов, как его иногда пытаются изобразить противники коммунистической нравственности. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |