На самом же деле данный принцип только формален (Формализм); с его помощью можно лишь определить, относится ли избранная человеком линия поведения к морали, но под него подпадает всякая, в т. ч. и консервативная, система нравственности. «К. и.» имеет также тот смысл, что служит своеобразным обоснованием идеи равенства в морали: каково бы ни было содержание моральных требований, они всегда должны иметь всеобщий характер, распространяться на всех людей. «К. и.» (безусловное поведение) Кант отличает от «условного императива» (если хочешь достичь к.-л. цели, ты должен совершать определенные поступки в качестве средства), считая последний непригодным для того, чтобы служить критерием нравственности. Кант указывает, что «условный императив» не может дать правило, общее для всех людей, т. к. их цели всегда различны. Он исходит из противоположности частных интересов, присущей буржуазному об-ву. Его т. зр. «вполне соответствует... убожеству немецких бюргеров, мелочные интересы которых никогда не были способны развиться до общих, национальных интересов класса...» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 182). Отвергая принципы «условного императива» в качестве критерия нравственности, Кант выступил против узкоутилитарного понимания нравственности, против расчетливого практицизма и торгашеского духа буржуазного об-ва, против истолкования морали по характерному для буржуазной политики принципу «Цели оправдывают средства» (Цели и средства, Мораль и политика, Макиавеллизм, Иезуитизм), против использования человека в качестве средства для достижения чуждых ему целей, к-рое является законом буржуазной экономики. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |