Успехи сопутствуют «избранникам» божьим, а житейские неудачи дают возможность полагать, что человек предопределен к божьему осуждению. Ф. Энгельс отмечал, что учение К. является «религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил» (т. 22, с. 308). Будучи буржуазной формой христианства, это учение выражало интересы буржуазии периода первоначального накопления, что нашло отражение в проповеди «мирского аскетизма»: отказ от «мирских» удовольствий, бережливость, трудовое и религиозное усердие и благочестие. В Женеве, ставшей в XVI в. центром кальвинизма, «мирской аскетизм» получил воплощение в установлении строгого режима для жителей города: были запрещены всякие увеселения, в т. ч. театр. Даже улыбка на лице верующих объявлялась грехом. Личная жизнь людей подвергалась тщательной регламентации. Пресекалось всякое проявление свободомыслия. В совр. условиях кальвинизм выступает в разных формах: реформатства, пресвитерианства, конгрегационализма. Однако во всех этих течениях сохраняет центральное положение учение К. о предопределении. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |