Т. обр., И. означает отречение человека от собственной культурно-исторической сущности, от того содержания человеческой жизни, к-рым она может быть наполнена только в системе общественных связей между людьми (Человек и общество). Явно позиция И. выступает как противоположность коллективизму, но по сути дела И. враждебен всякому личностному развитию, человека, в особенности — его развитию как нравственного субъекта, ибо, лишь выходя за рамки непосредственно индивидуального существования, человек обретает себя как нравственно автономную личность. И. же, уводя его от восприятия социальных проблем как своих личных и лишая его открытости навстречу судьбам др. людей, обрекает индивида на мировоззренческую замкнутость. Моральная ориентация И. — это эгоизм, нередко опирающийся на критерии утилитаризма; в крайних формах она приводит к анархизму, цинизму и нигилизму. Характерные индивидуалистические качества — корыстолюбие, тщеславие, честолюбие, карьеризм, чванство. И. возникает лишь в развитом классовом об-ве, где индивиды обретают некоторую самостоятельность, но в то же время лишены возможности проявлять ее в нравственной деятельности из-за уродливой, отчужденной формы существования культуры. В наибольшей степени И. питают буржуазные частнособственнические отношения, к-рые К. Маркс называл «чисто атомистическими» (т. 23, с. 102—103). Из этой «атомистичности» и вырастает иллюзия изначальной несоциальности индивида-одиночки. Такова почва всей идеологии И. (от раннебуржуазного либерализма до утопий типа мютюэлизма Прудона и т. п.). Однако в идеологии Возрождения, раннего протестантизма и Просвещения, выражая стремления человека к освобождению от феодальной зависимости, от оков иерархическо-сословной системы, И. имел исторически прогрессивный смысл. Его принципы получили отражение в различных буржуазных этических теориях («Общественный договор», Нравственного чувства теории, Эвдемонизм). Но И. как форма осознания разрыва передовой личности с социальной средой и противопоставления последней своей индивидуальности (ибо не найдены альтернативные ей формы социальности, коллективных связей и солидарной борьбы) всегда по природе своей неадекватен прогрессивному содержанию, к-рое в эту форму вкладывается (Эгоизма теории). В идеологии совр. капитализма идеи И. претерпели кризис, на смену им усиливается тенденция технократического анти-И., отрицание высшей ценности личности, сциентистское (Сциентизм) приравнивание ее к «социальной» вещи, проповедь «научно» разработанной системы манипуляции человеком И его сознанием. В противовес этому марксистская философия и этика ориентируют на устранение самой исторической почвы, на к-рой вырастают как И., так и буржуазный анти-И. Вместо суррогатов коллективности марксизм провозглашает борьбу за такую коллективность, к-рая формирует всесторонность и целостность в каждом человеке (Всестороннее, целостное развитие личности). ля коммунистического мировоззрения условием свободного развития всех является свободное развитие каждого индивида, его созидательных сил как самоцели прогресса. Пережитки И. преодолеваются в процессе коммунистического воспитания путем культивирования в человеке его общественной сущности, самостоятельности, нравственной суверенности, инициативно-творческого начала (Самодеятельность и творчество в морали), ответственности и коллективной солидарности. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |