X. м. того или иного человека проявляется в поведении. Составляющие X. м. качества можно условно подразделить на идейно-общественные (идейность, сознательность, принципиальность, инициативность, убежденность), характеризующие отношение данного человека к труду (трудолюбие и тунеядство), к собственности (бережливость и корыстолюбие), к др. людям (человечность и человеконенавистничество, уважение и высокомерие, вежливость и грубость), к самому себе (гордость, самолюбие и тщеславие, зазнайство, чванство), а также качества, раскрывающие честность человека (правдивость, верность, искренность и лицемерие, вероломство), наконец, волевые качества (самообладание, выдержка, мужество и малодушие, смелость и трусость). Христианская мораль создала образ «святого праведника» — аскета, преодолевшего «земные страсти» (Аскетизм); ранняя буржуазная мораль — образ бережливого накопителя, чуждающегося роскоши и осуждающего праздность дворянства. Но все эти представления, выражавшие классовые устремления различных социальных групп, были крайне односторонние. Однако ни один из вырабатывающихся в моральном сознании народа положительных или отрицательных образов не претендует на универсальную значимость. В качестве же нравственного идеала выдвигается представление о всесторонне развитой и гармоничной личности (Всестороннее, целостное развитие личности). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |