Этот принцип сложился на базе широкого идейного течения, возникшего в эпоху Возрождения и явившегося выражением борьбы «третьего сословия» (буржуазии, ремесленников и крестьянства) против господства феодальной аристократии и духовенства и средневеково-религиозной идеологии. В противовес религиозно-аскетическому пониманию человека и морали (Религиозная мораль, Аскетизм, Грех) гуманисты (Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Монтень, Ф. Бэкон, В. Шекспир и др.) провозглашают человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их т. зр., должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала; он имеет право на счастье в земной жизни, и его «естественное» стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности (Гедонизм, Эвдемонизм). В противовес религиозному толкованию мораль понимается ими как осуществление мирских целей — освобождения человека от всякого социального и духовного гнета, избавления его от несправедливости, пороков и невежества, совершенствования человеческой личности, достижения людьми полного благополучия в материальном и духовном отношении. Гуманисты придают большое значение разуму человека и требуют подчинить чувственные побуждения его контролю. Почти с самого начала в Г. выделяются два осн. течения. Буржуазные гуманисты ставят в центре своего рассмотрения отдельную личность. Основой человеческого благополучия и свободы они считают незыблемость частной собственности. Их попытка примирить общественные и личные интересы, долг и внутреннюю потребность личности в буржуазном об-ве выразилась в моральном учении «разумного эгоизма» (Эгоизма теории). Второе направление выражало устремления трудящихся. Его сторонники — провозвестники утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла, Т. Мюнцер) — ставят вопрос об имущественном равенстве или даже об уничтожении частной собственности как о необходимом условии освобождения человека и избавления его от моральных пороков. Решение проблемы соотношения потребностей личности и ее обязанностей перед об-вом они видят в труде, к-рый должен стать не только обязанностью каждого, но и источником наслаждения и счастья людей. Традиция утопического социализма получила дальнейшее развитие в трудах Оуэна, Сен-Симона, Фурье и рус. революционных демократов — Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Высшей формой Г. является коммунистический гуманизм, получивший научное обоснование в теории марксизма. Впервые научно проанализировав влияние частной собственности на личность, К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли антигуманный характер капиталистического об-ва, в к-ром достижения социального прогресса и культуры обращаются против человека (Отчуждение). Наемный труд, эксплуатируемый капиталистом в целях получения прибыли, отрицает в человеке личность, изнуряет его «физическую природу», разрушает его дух. Частная собственность разъединяет людей, приводит к деградации человека в духовном и моральном отношении. «Только в коллективе, — указывают они,— индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (т. 3, с. 75) (Личность и коллектив). Полное воплощение принципа Г. происходит при коммунизме, когда, как указывает В. И. Ленин, «за счет всего общества» достигается обеспечение «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества» (т. 6, с. 232). Коммунистическая нравственность является самой гуманистической в истории человечества. Она не просто провозглашает своим осн. принципом любовь и уважение к человеку, но и ставит вопрос о создании подлинно человеческих условий в самом об-ве, необходимых для гармонического развития личности (Всестороннее, целостное развитие личности). Требование Г. поэтому совпадает с Целью построения коммунистического об-ва. Провозглашая приоритет общественных интересов над личными в социалистическом об-ве, коммунистическая нравственность, однако, не противопоставляет друг другу, а исходит из приведения их к полному единству в процессе построения коммунизма. Ей чуждо также противопоставление эгоизма и альтруизма, аскетизма и гедонизма, личной свободы каждого и общественной необходимости. Все эти противоположности, характерные для предшествующей истории морали, преодолеваются в процессе созидания коммунистического об-ва, первой ступенью к-рого является социализм. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |