Как и Гельвеций, Г. рассматривал истинную мораль в качестве основания разумного законодательства и политики. Он разделяет т. зр. Гельвеция на взаимоотношение интересов и определяющую роль общественного интереса: «Добродетель есть не что иное, как польза людей, соединенных в общество... Любить других... значит сливать свои интересы с интересами наших сотоварищей, чтобы работать для общей пользы». К важнейшим добродетелям Г. относил гуманность, справедливость, благоразумие, умеренность и силу (активность в общественно полезной деятельности). Пороками же у Г. выступают те качества, к-рые «лишают человека способности к активной деятельности, к проявлению смелости и энергии, необходимых для поддержания общества». «У Гольбаха вся деятельность индивидов в их взаимном общении... изображается в виде отношений полезности и использования... Теория Гольбаха есть исторически правомерная философская иллюзия насчет поднимавшейся тогда во Франции буржуазии, чью жажду эксплуатации еще можно было изображать как жажду полного развития индивидов в условиях общения, освобожденного от старых феодальных пут» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 3, с. 409—411). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |