Подобно своему предшественнику Шопенгауэру Г. придерживался в области этики крайне пессимистических взглядов: бессознательное начало породило мир таким, что в нем страдания, бедствия превышают радости.. Г, объявляет стремление к счастью лишь иллюзией. Вначале люди рассчитывают добиться счастья в земной жизни (античность), затем уповают на потусторонний мир (средние века) и, наконец, связывают свои надежды на счастливую жизнь с социальным прогрессом (новое время). Однако, постигнув тщетность этих стремлений, человечество должно прийти к единственно правильному решению — единым коллективным актом отказаться от всех желаний освободиться от бедствий бытия. Так осуществляется мистическая цель мирового процесса — победа сознания над косной, неразумной волей, и мир прекращает свое существование. На основе этих взглядов Г. формулирует принципы нравственного поведения человека: отвергает поведение, руководимое своекорыстными устремлениями (эгоистическая мораль), а также освященное авторитетом семьи, церкви, государства (гетерономная мораль). Истинной он считает автономную мораль, корни к-рой заключены в религиозном сознании. Всякая нравственная обязанность существует, по мнению Г., лишь как обязанность по отношению к богу. Человек поступает нравственно, если, осознавая свое единство с бессознательным духовным началом, он делает цели последнего своими собственными целями. Таков смысл этической системы Г., этого, по характеристике Ленина, последовательного идеалиста и последовательного реакционера в философии (т. 18, с. 61). Осн. этические работы: «Философия бессознательного» (1869), «Феноменология нравственного сознания» (1879), «К истории и обоснованию пессимизма» (1880), «Этические очерки» (1898). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |