Моральный Ф. имеет определенные социальные и гносеологические корни. В классово-антагонистическом об-ве, где действуют стихийные социальные законы, как показали еще К. Маркс и Ф. Энгельс, идеологические представления часто отрываются от тех социальных отношений, к-рыми они обусловливаются, и приобретают в головах людей вид неких абсолютов, довлеющих над их сознанием. Ф. такого рода не только присущ обыденному моральному сознанию, но и получает теоретико-философское выражение в некоторых буржуазных этических учениях. Так, натуралистическая разновидность Ф. (Натурализм) заключается в том, что моральным ценностям приписывается естественное происхождение. Утверждается, что добро и зло заложены в самом устройстве вселенной или же коренятся в естественной природе человека, в его стремлении к наслаждению, счастью (Гедонизм, Эвдемонизм). Иногда же происхождение моральных ценностей выводится из некоего абсолютного начала, объективного духа или бога. Добро с этой т. зр. есть то, что отвечает воле или разуму бога или же соответствует закону абсолютного духа. Это объективно-идеалистическая и религиозная разновидности морального Ф. (Неотомизм, Неопротестантизм). Иногда Ф. выражается в придании моральным понятиям самоочевидного характера (Интуитивизм). Ф. может проявляться также и в том, что явлениям, имеющим природное происхождение, напр. стихийным бедствиям (наводнениям, пожарам, землетрясениям, эпидемиям), приписывается моральное значение. В них усматривается действие злых космических сил или божественная кара людям за их «прегрешения». Здесь религиозная разновидность морального Ф. смыкается с фатализмом. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |