В него входят те ее требования, к-рые приобретают характер строго регламентированного церемониала и в соблюдении к-рых имеет особое значение определенная форма поведения. Хотя Э. в конечном счете выражает содержание тех или иных принципов нравственности, уважения к человеку, в классовом об-ве он, как правило, становится условным ритуалом, имеет чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания форму, строго канонизированный характер. Он выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обращаться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах (придворный Э., дипломатический Э., Э. «высшего об-ва» и т, д.). В то же время за строгим соблюдением Э. может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям. Он, по существу, часто является узаконенной формой лицемерия в повседневных взаимоотношениях людей. На совершенно иной основе строится Э. в социалистическом об-ве, отражая процесс демократизации социальной жизни и установления подлинно гуманных отношений между людьми. Э. здесь значительно упрощается, становится несравненно более свободным и естественным, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом, обхождение с гостями, выполнение требований, предъявляемых к одежде человека в различных обстоятельствах, — все эти законы приличия воплощают общие представленная о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Внимание к внешней форме проявляется здесь лишь постольку, поскольку в ней отражаются представления о красоте в поведении и внешнем облике человека (Этическое и эстетическое). В целом Э. в условиях социализма совпадает с общими требованиями вежливости; в его основе лежат в конечном счете принципы социалистического гуманизма. Что же касается ритуальных форм Э., то они сохраняются в осн. лишь в сфере дипломатических отношений (соблюдение т. наз. дипломатического протокола). Но и они отражают принципиально новое во взаимоотношениях людей — предусматривают равноправное обращение с представителями разных стран. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |