В настоящее время идеи Э. широко распространены также в США, где их развивают в первую очередь теологи-неоортодоксы (Неопротестантизм), и в др. капиталистических странах. Экзистенциалистская этика, как и философия, не представляет единой школы. Различают две ее ветви — атеистическую (Хайдеггер, Сартр, Камю, С. де Бовуар) и религиозную (Ясперс, Марсель, а в начале XX в. ее представителями были Бердяев, Л. Шестов). Безусловное признание человеком своей ничем не ограниченной свободы и является якобы условием возвращения его к подлинности и основой «истинной» нравственности. В действительности же природа человека, способ его бытия и духовный облик исторически и социально обусловлены, являются продуктом его общественно-практической деятельности. И преодоление враждебных человеку условий, обретение им подлинной своей сущности и свободы возможны только путем революционного переустройства общественной жизни. Не понимая единства между объективной обусловленностью существования человека и его практической активностью, экзистенциалисты полностью противопоставляют свободу и необходимость, считают, что человек может быть свободен только в сфере своих субъективных устремлений. Понимаемая т. обр. свобода есть лишь иллюзия. Она является не господством человека над условиями жизни, а подчинением им, означает уход от действительности в свои интимные переживания. На этом ложном толковании основывается экзистенциалистская концепция нравственности. Согласно ей, каждый индивид должен выбирать свои поступки вопреки всяким общественным нормам, не имея никаких объективных критериев и независимо от др. людей. Лишь тогда, когда человек совершает моральный выбор в полном одиночестве, повинуясь своему абсолютно свободному замыслу, он считается сторонниками Э. ответственным за свое бытие. Но подобное представление об ответственности оправдывает любые действия человека. Так, фактически стирается грань между добром и злом, свобода превращается в полный произвол, а ответственность — в полную безответственность. В сущности, это позиция волюнтаризма и анархистского бунтарства, к-рая враждебна последовательной борьбе с капиталистическим об-вом, основанной на осуществлении единой программы действий и солидарности борцов за общее дело. Т. обр., Э. оказывается неспособным разрешить вопросы личности и ее ответственности перед человечеством, более того, перенеся рассмотрение их в сферу субъективного, экзистенциалистская этика подводит человека к осознанию безвыходности своего положения и необходимости смириться с ним. Так экзистенциалистская «свобода» в конечном итоге оборачивается порабощением и бездеятельностью человека. Пессимистические тона этики Э. наиболее отчетливо выступают у представителей ее религиозной ветви, к-рые приходят к эсхатологии, и у Хайдеггера. Мотивы обреченности, одиночества, абсурдности и бессмысленности жизни, смирения с враждебной действительностью пронизывают всю экзистенциалистскую этику. Отстаивая права личности, экзистенциалисты вместе с тем отнимают у человека возможность борьбы за лучшее будущее; отрицание буржуазной морали перерастает у них в оправдание нигилизма и аморализма. В этом — реакционный и антигуманный смысл этики Э. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |