Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Доверие — отношение к действиям др. лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), к-рое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью Д. является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность др. общему делу, его готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.

В истории человечества необходимость объединения усилий в трудовой деятельности вызывала потребность во взаимных обязательствах и, следовательно, в Д. Однако противоположность личных интересов в классовом об-ве, основанном на частной собственности, привела к утверждению практики взаимного обмана, воровства, мошенничества. Это способствовало развитию чувства взаимного недоверия у людей.

В классовом об-ве совместные предприятия и договоры не могут основываться только на Д;, а должны гарантироваться санкцией государства, правом. Д. наиболее характерно для отношений между трудящимися, особенно для пролетариата, объединенного самим характером его труда и не обладающего частной собственностью на средства производства; оно возникает на основе солидарности трудящихся в борьбе против эксплуатации. С победой социализма отношения Д. распространяются на все об-во; на основе единства коренных интересов трудящихся создается «дисциплина доверия» (В. И. Ленин, т. 36, с. 500).

На взаимном Д. строятся отношения между трудящимися и их авангардом — Коммунистической партией. Д. характерно также для отношения социалистического об-ва к отдельным его членам (как результат возрастающей сознательности масс), для повседневных взаимоотношений между людьми в труде и в быту. Вместе с тем Д. к людям не означает слепой веры. Оно предполагает взаимную ответственность и проверяется опытом, практикой. Обман Д. — тяжкий моральный проступок (Вероломство).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Доверие


 

2022. Словарь по этике.

Создание и продвижение сайта - Q-Media