Примерами могут служить утилитаризм, эгоизма теории, нравственного чувства теории, моральной доброты теория, этика Канта («Категорический императив», Автономная этика), эволюционная этика и др. В совр. Б. э. также существует мн. направлений. Осн. из них — неопозитивизм, экзистенциализм, неопротестантизм, прагматизм, интуитивизм и неотомизм. Менее влиятельны либеральное христианство, аппробативные теории, аффективно-волевые теории моральной ценности, «гуманистическая» этика и ряд др. («Интереса теория, Самореализации этика, Космической телеологии этика»). Все эти буржуазные этические теории в зависимости от того, что в них принимается за основание нравственности, являются либо объективно-идеалистическими (где мораль обосновывается посредством понятия бога, абсолютной идеи, некой внепространственно-временной сущности, космического морального закона), либо субъективно-идеалистическими (в к-рых основанием нравственности считается духовная деятельность субъекта), либо натуралистическими (Натурализм), истолковывающими мораль в духе вульгарного материализма, не учитывающего специфику социальных законов. Наличие в Б. э. различных взаимоисключающих т. зр. по ряду важных этических проблем (см., напр., Цели и средства, Истина и нравственность, Намерения и дела, Эгоизм и Альтруизм) в конечном счете отражает историческую ограниченность самого буржуазного мировоззрения, обусловленную противоречивостью положения личности в капиталистическом об-ве и буржуазного способа производства в целом. Если прогрессивные буржуазные мыслители прошлого пытались дать моральным представлениям научное обоснование, то их совр. преемники в принципе отвергают такую возможность: нравственность, как считает большинство из них, иррациональна, не может основываться на разуме человека и тем более на данных науки. Отсюда вытекают два противоположных, но в равной мере несостоятельных понимания предмета и задач этики. Неопозитивисты под предлогом создания «строго научной» этики отрицают необходимость постановки и изучения моральных проблем (Метаэтика). Так возникает формалистическое направление в совр, буржуазной философии морали. Экзистенциалисты и неопротестанты, напротив, стремятся сделать этику «практической философией», к-рая могла бы помочь людям в решении повседневных нравственных проблем. Однако, с их т. зр., это возможно лишь при условии, если этика будет вне всякой науки. На этой основе развивается иррационалистическое направление в совр. Б. э. Если формалистическое направление претендует на «очищение» науки от политической конъюнктуры и догматизма, характерных для совр. буржуазной идеологии, то иррационалистическое - на «спасение» моральных ценностей от якобы враждебной им науки. В действительности же за противопоставлением морали и науки скрываются характерные для совр, буржуазного об-ва противоречия — между научным пониманием истории и буржуазной идеологией, между объективными закономерностями общественного развития и субъективными устремлениями буржуазной личности, между капиталиста» ческим об-вом и личностью (Человек и общество). Неспособная решить эту и др. принципиальные проблемы этики, буржуазная философия морали находится в состоянии глубокого кризиса, из к-рого она уже не может выбраться. Научное разрешение этических проблем возможно только за пределами буржуазного мировоззрения, Оно осуществляется в марксистской этике, к-рая связывает преодоление всех этих противоречий с практикой, с революционным переустройством об-ва. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |