Легендарным основателем Б. считают Будду — царевича Сидлхартху Гаутаму (он же — Шакьямуни, т.е. "мудрец из рода шактев), якобы жившего в долине Ганга (Индия) в VI-V вв. до н.э. Проведя во дворце отца безмятежное детство и молодость, он, потрясённый встречами с больным стариком, трупом умершего и с аскетом, ушел в отшельничество искать путь избавления людей от страданий. Благость высших божеств — будд, достигших абсолютного совершенства в результате бесконечного множества перерождений и накопления добродетелей, состоит в том, что они указывают др. путь к спасению, к преодолению страданий, способ достижения абсолютного небытия (нирваны). Форма перерождения живого существа со всем его жизненным путем и страданиями определяется его кармой, т. е. деяниями, мыслями, чувствами во время прежних перерождений. Идеалом Б. является созерцатель, подавивший в себе все эмоции, бесстрастно взирающий на несправедливость, насилие, угнетение. В ламаизме вся жизнь верующего регламентируется подробно разработанным учением о «десяти черных грехах» и «десяти белых добродетелях», в к-рых конкретизируется этика раннего Б. Грехи делятся на телесные (лишение жизни, взятие неданного, развратная жизнь), речевые (ложь, клевета, злословие, насмешка) и грехи сознания (зависть, злоба, ересь); соответственно предусмотрены наказания, ожидающие согрешившего. За добродетели (напр., милосердие, раздача милостыни, правдивость, усмирение вражды, почитание «священного писания», умеренность, вера в истину религии) обещаются лучшее перерождение, пребывание в раю, окончательное спасение (нирвана). Т. обр., покорность тем, в чьих руках в эксплуататорском об-ве находятся богатство, сила и власть, объявляется Б. путем к спасению, к «небесной награде за земные страдания». В этом состоит реакционная социальная сущность этики Б. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |