То общее, что характеризует все поступки, приносящие удовольствие, с т. зр. Б., есть их польза. Она — единственная цель и норма поведения, основа человеческого счастья. Об-во Б. рассматривает как сумму индивидов, а общественный интерес — как совокупность личных интересов. Отсюда целью моральной жизни является «наибольшее счастье наибольшего числа людей». Оно, по мнению Б., может быть достигнуто путем правильного расчета («моральная арифметика»). С этой целью Б. составляет «шкалу удовольствий и страданий», классифицирует удовольствие по классам и родам, «Теория правильно понятого интереса» фр. материалистов заменяется у Б. теорией «правильного расчета», что дало К. Марксу основание назвать его трезво-педантичным, тоскливо-болтливым оракулом пошлого буржуазного рассудка XIX в, (т. 23, с, 623) Учение Б. прославляет частный интерес как основу общественного благоденствия, а буржуазное об-во — как идущее к «спокойствию, равенству, богатству и достатку». Примененное к праву и политике, учение о пользе служило либеральной буржуазии теоретической платформой в борьбе против вмешательства государства в общественную жизнь, за расширение избирательного права. В то же время принцип «наибольшего счастья для наибольшего числа людей» был использован Оуэном как основа для построения этической теории утопического социализма. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |