В зависимости от сферы общественной жизни, в к-рой проявляется А., и способа, каким осуществляется влияние на людей, различают экономический, правовой, политический, духовный, моральный, профессиональный, научный и др. виды А. Об-во, указывает Ф. Энгельс, не может существовать без различного рода А., иначе оно превратилось бы в нечто аморфное, хаотическое. В жизни первобытного об-ва большое значение имел А. старейшин. С возникновением классов первоочередную роль начинает играть политический и правовой А. государства, опирающийся на насилие и различные формы экономического принуждения. В сфере идеологии А. наделяются санкционированные господствующими классами идеи, учения, догматы. В религии в качестве абсолютного авторитетного начала выставляется бог, за идеей к-рого в действительности скрывается духовный А. господствующего класса. С одной стороны, это авторитаризм — провозглашение безусловной веры в непогрешимости носителя А. и слепое повиновение ему; в этом отношении особенна характерна фашистская идеология «вождизма». С др. стороны, широко распространены настроения крайнего нигилизма — отрицание значения всякого, в т. ч. и морального, А. в жизни об-ва во имя «абсолютной свободы личности». Такому А. в корне противоположен культ личности — вера в непогрешимость отдельных авторитетных лиц и слепое следование их воле. А. должен основываться на трезвой оценке деятельности лиц и организаций. А. коммунистических партий и их общепризнанных руководителей в массах основывается на их ведущей роли в борьбе за освобождение трудящихся. Аксиологический интуитивизм — см. Интуитивизм. |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |