В зависимости от того, что именно рассматривается в качестве авторитета, различают А. т. трех видов: теологические, согласно к-рым единственным законодателем нравственности является воля бога, а добро есть то, что соответствует этой воле (Неопротестантизм); психологические, согласно к-рым добро есть то, что одобряется моральным чувством (Нравственного чувства теории); социально-аппробативные теории, впервые развитые на рубеже XIX и XX вв. фр. социологами Э. Дюркгеймом и Л. Леви-Брюлем. Вместе с тем Дюркгейм и Леви-Брюль не смогли до конца проследить источники нравственности, сведя весь смысл моральных понятий (добра и зла и др.) к выражению моральной санкции об-ва (те поступки, к-рые об-во одобряет, представляют собой добро, а те, к-рые об-во осуждает, — зло). Тем самым они ограничились утверждением самого поверхностного факта, того, что моральные представления являются формой общественного, или, как они выражались, «коллективного», сознания. Но сам этот факт еще не объяснял происхождения и конкретного содержания моральных представлений того или иного об-ва. Источник морали следует искать, как это делает марксистско-ленинская этика, в объективных условиях жизнедеятельности людей, развитие к-рой подчинено историческим законам. Хотя Дюркгейм и Леви-Брюль признавали на словах связь «коллективных представлений» с материальными условиями жизни об-ва, конечное основание нравственности они тем не менее усматривали в самих этих представлениях, что привело их к субъективистскому пониманию природы морали. В дальнейшем субъективистская тенденция в трактовке морали была развита мн. буржуазными социологами, а в этике — неопозитивизмом. |
|
2010. Словарь по этике. |
|