Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Аппробативные теории (лат. approbatio — одобрение, санкция) — теории морали, в к-рых происхождение, основание и смысловое значение нравственных понятий определяются исходя из того, что они санкционированы, утверждены чьим-либо авторитетом. Такое понимание нравственности есть не что иное, как теоретическое выражение морального авторитаризма.

В зависимости от того, что именно рассматривается в качестве авторитета, различают А. т. трех видов: теологические, согласно к-рым единственным законодателем нравственности является воля бога, а добро есть то, что соответствует этой воле (Неопротестантизм); психологические, согласно к-рым добро есть то, что одобряется моральным чувством (Нравственного чувства теории); социально-аппробативные теории, впервые развитые на рубеже XIX и XX вв. фр. социологами Э. Дюркгеймом и Л. Леви-Брюлем.

Поставив перед собой цель развенчать догматизм в морали, в к-ром они обвинили почти все этические учения прошлого, Дюркгейм и Леви-Брюль подвергли критике традиционную т. зр. об объективном содержании моральных представлений людей. Они указали на связь нравственных идей с об-вом, к-рое их выдвигает, на общественную природу морали.

Вместе с тем Дюркгейм и Леви-Брюль не смогли до конца проследить источники нравственности, сведя весь смысл моральных понятий (добра и зла и др.) к выражению моральной санкции об-ва (те поступки, к-рые об-во одобряет, представляют собой добро, а те, к-рые об-во осуждает, — зло). Тем самым они ограничились утверждением самого поверхностного факта, того, что моральные представления являются формой общественного, или, как они выражались, «коллективного», сознания. Но сам этот факт еще не объяснял происхождения и конкретного содержания моральных представлений того или иного об-ва.

Источник морали следует искать, как это делает марксистско-ленинская этика, в объективных условиях жизнедеятельности людей, развитие к-рой подчинено историческим законам. Хотя Дюркгейм и Леви-Брюль признавали на словах связь «коллективных представлений» с материальными условиями жизни об-ва, конечное основание нравственности они тем не менее усматривали в самих этих представлениях, что привело их к субъективистскому пониманию природы морали. В дальнейшем субъективистская тенденция в трактовке морали была развита мн. буржуазными социологами, а в этике — неопозитивизмом.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Аппробативные теории


 

2010. Словарь по этике.