Однако различные вопросы, касающиеся природы ценностей, ставились на протяжения всей истории философии, начиная с древности. Как область этики, А., изучающую проблемы добра и зла, иногда отличают от деонтологии — теории долга. Осн. вопросы моральной А.: что такое добро, представляет ли оно собой объективное свойство определенных человеческих поступков или просто приписывается им нравственным сознанием? Каким способом люди усматривают добро и зло в поступках (оценивают их)? Каковы происхождение и природа понятия добра в моральном сознании людей? В истории этических учений известны различные способы истолкования природы и происхождения моральных ценностей — натуралистические, объективно-идеалистические и субъективно-идеалистические. Единственно научное объяснение происхождения и природы моральных ценностей дает историко-материалистическое толкование, предлагаемое марксизмом. Оно исходит из того, что моральные и всякие др. ценности не являются естественными или сверхъестественными свойствами, а представляют собой специфически социальные явления. Сама по себе природа, рассматриваемая вне жизнедеятельности человека, не обладает никакими ценностями, в ней нет ни добра, ни зла. Достоинство каждого поступка оценивается об-вом как добро или как зло лишь в связи с общественной практикой человека. Эта оценка является выражением присущих данному об-ву социальных отношений. Напр., мы оцениваем тунеядство как зло потому, что оно противоречит сущности социалистических отношений. (Подробнее об этом см. Ценности моральные.) |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |