Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Язык моральный — разрешая моральные проблемы, обосновывая свои нравственные требования, нормы, оценки, доказывая или опровергая те или иные положения при столкновении различных т. зр, по вопросам морали, люди использую» в общей одни и те же понятия, несмотря на различив их идейных позиций, а в связи с этим часто и того соч держания, к-рое они в эти понятия вкладывают (Общечеловеческое и классовое в нравственности), употребляют определенные приемы и способы рассуждения. Этот логический аппарат рассуждения и составляет Я. м.

Простейшими элементами Я. м. являются моральные суждения я термины. Моральные суждения бывают предписательные («Люди должны говорить правду», «Человек не должен быть эгоистом») и оценочные («Честность есть добро», «Воровство есть зло»). Моральные термины («добро», «зло», «должен») выполняют здесь роль логических сказуемых (т. наз. предикатов). Существуют также Дефинитивные суждения, в к-рых дается определение к.-л. морального термина (напр., «Добро есть то, что отвечает интересам человека и об-ва»), где моральный термин является подлежащим (субъектом суждения). Любая форма морального сознания или отдельный акт его деятельности могут быть выражены с помощь» соответствующих суждений.

Напр., при оценка определенного поступка употребляется оценочно» суждение» «Это действие — благодеяние (или злодеяние)». Высказывая нравственное требования др. человеку, люди использую» предписательное суждение, в к-ром выражается то, что данный человек должен сделать (напр., «Ты должен помочь своему другу»), К дефинитивным суждениям обычно прибегают, когда необходимо уяснить смысл того или иного нравственного понятия (что такое добро, что такое долг. При помощи соответствующих суждений выражаются моральные нормы, принципы, идеалы.

Часто убеждения и мотивы людей выступают в их психике в эмоциональной форме. Но и смысл наших чувств можно также выразить в соответствующих суждениях. Напр., испытываемое человеком чувство долга можно выразить суждением: «Я должен выполнить данное мной обещание», а угрызения совести оценочно-предписательным суждением: «То, что я совершил, дурно; я не должен был так поступать».

Т. обр., необходимо отличать психологическую и речевую форму, в к-рой непосредственно выступает тот или иной акт морального сознания, от его логической формы, в к-рой наиболее точно выражается его смысловое содержание. В повседневной деятельности обыденного морального сознания логические формы Я. м. используются часто стихийно, неосознанно и причудливо переплетаются с эмоциональными формами. В своем чистом виде Я. м. представляет собой логическое выражение нравственного мышления, законы к-рого и выясняет этика путем исследования Я. м.

Теоретики неопозитивизма пытаются исследовать Я. м. двумя путями. Одни ограничиваются простым описанием того, как обычно рассуждает человек в житейской ситуации, т. е. отождествляют логику морального языка с внешней формой выражения мысли, В результате они некритически воспроизводят в своей теории приемы обыденного мышления, вместо того чтобы дать людям научно проверенный метод.

Др., напротив, пытаются подменить анализ Я. м, со всеми его особенностями простой формальной или математической и символической логикой, а также построить чисто дедуктивную систему понятий нравственности (Рационализм). Оба эти подхода к анализу Я. м. научно несостоятельны. Марксистская этика исследует Я. м., исходя из анализа моральных отношений и природы нравственных требований, специфика и формы к-рых и определяют структуру как морального сознания, так и его языка.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Язык моральный


 

2010. Словарь по этике.