Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Ясперс (Jaspers), Карл (1883—1969) — представитель нем. экзистенциализма. Я. считал специфической задачей философии решение моральных проблем. Философия, по его мнению, призвана не формулировать систему знаний о человеке и окружающем его мире, а отыскать средства «спасения», помочь человеку в век господства техники, стандартизации, регламентации общественной жизни остаться самим собой (сохранить свою «самость»).

В своем подлинном бытии (экзистенции) человек нечто большее, чем простой продукт природы и истории. Он представляет собой целостное, неповторимое в своей самобытности существо, внутренней сущностью к-рого является свобода. Бытие раскрывается перед человеком во всей подлинности в минуты особого «экзистенциального озарения», в критических («пограничных») ситуациях, требующих напряжения всех его сил (борьба, болезнь, страдание, вина, страх, смерть).

Именно в эти мгновения индивид освобождается и от суетности, повседневности внешнего существования, в к-рое он погружен, будучи членом той или иной общественной организации, к.-л. коллективного целого, и обращается к своему внутреннему миру. По отношению к этому миру и имеет смысл понятие свободы, к-рая проявляется в решимости человека выбирать определенную линию поведения в конкретных ситуациях. Отвлекаясь от всякой необходимости (будь то законы природы или морального долженствования), человек должен остаться верным самому себе, быть искренним, следовать своим переживаниям, настроениям, склонностям.

Моральный выбор, по Я., осуществляется в виде «прыжка в неизвестное», т. е. бессознательно, иррационально. Поэтому поведение человека не может быть оценено с т. зр, общих принципов морали. За свои поступки человек ответствен только перед самим собой и в своем внутреннем опыте является творцом всех нравственных ценностей. Пытаясь уйти от этического релятивизма, Я. выдвигает понятия коммуникации и трансценденции.

В акте коммуникаций (к-рый не имеет ничего общего с установлением действительных социальных связей) Я. видит абстрактное эмоционально-духовное общение между индивидами, благодаря к-рому человеческое «Я» становится самим собой через свое отражение в др. Личность, а т. зр, Я., утверждается также в отношений к божественному абсолюту, к «абсолютному пределу» бытия а мышления (трансценденции). Только будучи соотнесено с трансценденцией, имеет место я человеческое бытие (экзистенция).

Однако экзистенция, выходя за свои пределы (трансцендируя) и обращаясь к абсолюту, не в состоянии его познать. Весь мир предстает перед человеком как своеобразная шифрограмма трансцендентного, к чтению к-рой способны лишь избранные, Только они и могут овладеть своей внутренней сущностью, сохранить человеческое достоинство, преодолеть узость будничного обезличенного существования.

Последнее является уделом массы, толпы, Т. обр., учение Я, отмечено печатью аристократизма. Оси, соч. «Духовная ситуация эпохи» (1931], «Философия» (1931), «Разум и существование» (1935), «Философия существования» (1938), «Проблема вины» (1946), «Введение в философию» (1950).

Назад | Тематический указатель | На главную
 




Ясперс


 

2010. Словарь по этике.