Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Всестороннее, целостное развитие личности — проблема целостного, гармонического развития человека возникает из понимания противоречивого характера прогресса об-ва, основанного на разделении труда. В результате этого разделения отдельный человек выполняет лишь часть того, что образует человеческую предметную деятельность как целое, становится тем самым односторонним, и уровень его способностей резко отстает от уровня общественной культуры.

Целостное развитие человека состоит в таком освоении богатств общественной культуры, когда каждый человек становится самодеятельной и творческой личностью. Социальное разделение труда, в отличие от специализации, к-рая представляет собой сосредоточение деятельности разных людей на специальных предметах, есть расчленение самого труда, т. е. труда как способа, каким производится и воспроизводится весь предметный мир материальной и духовной культуры, расчленение самой трудовой деятельности на частичные функции и закрепление за каждым одной из таких функций.

«Вместе с разделением труда разделяется и сам человек», — говорит Ф. Энгельс (т. 20, с. 303); он становится уродливо односторонним, «частичным» (К. Маркс). Таково разделение материального и духовного, физического и умственного труда, практической и теоретической, исполнительской и руководящей деятельности, доходящее до их полной противоположности, что нашло выражение в расколе об-ва на антагонистические классы. Разделение промышленного и сельскохозяйственного труда, обособление науки, искусства, идеологии и т. п. в противостоящие друг другу сферы означают превращение многих сторон человеческой жизни, человеческих способностей в принадлежность только об-ва.

Кроме того, некоторые аспекты деятельности социальных институтов по своей природе не могут быть достоянием человеческой личности. В системе такого уродующего разделения труда, в системе классовых отношений сам человек оказывается создателем целой иерархии стоящих над ним, отчужденных сил (Отчуждение). В пределах своей «частичной» деятельности он лишь бесконечно малая частица жизни целого (об-ва). Необходимость того, что он делает, выступает для него как принудительное требование извне, к-рое ему остается лишь исполнять. Вместо того чтобы быть свободным, самодеятельным субъектом, сознательно созидающим формы своей жизни, он превращается в объект, в слепого исполнителя диктуемой извне обязанности, используется об-вом лишь как средство, как рабочая сила.

Все осн. формы поведения в об-ве человеку предписываются как заранее «запрограммированные» функции. Соответственно этому господствующая классовая мораль служит одним из регуляторов выполнения им этих социальных функций я выражением принудительности общественных норм. В этих условиях человек вынужден рассматривать нравственный долг как нечто принципиально чуждое своим склонностям и потребностям. Такое положение человека характеризует всю историю классового об-ва. Социализм устраняет противоположность классов.

В процессе строительства коммунизма постепенно преодолевается уродующее личность социальное разделение труда, разделение труда физического и умственного, управляющего и исполнительского и т. п. Это достигается не просто путем сочетания одним лицом нескольких трудовых функций, не механическим соединением «частичных» функций, к-рые породило социальное разделение и отчуждение труда, а устранением этой расщепленности. Устраняет ее развитие такой деятельности, к-рая заключает в себе все богатство творческого содержания.

Если еще при капитализме сама крупная промышленность требует «возможно большей многосторонности рабочих» (К. Маркс) и перемен видов труда, развитие коммунистической формации требует не просто многосторонней целостной деятельности, ставшей первой потребностью каждого. Человек в процессе труда осваивает все те функции (административно-контрольные, распределительные и руководящие, охранные), к-рые раньше стояли над ним (и тем самым делает ненужным их особое выделение).

Он включает в свою собственную деятельность решение всех этих задач в качестве вспомогательных функций, становится универсальным и творческим субъектом. Это и означает целостное развитие личности. Все то, что диктуется потребностями об-ва в целом, становится необходимым содержанием деятельности каждого человека, его собственной потребностью. Достигается единство целей личности и об-ва. Нравственный смысл решения данной проблемы вытекает из того, что человек и об-во перестают рассматривать друг друга как средство.

С одной стороны, личность делает непосредственно своими цели об-ва. С др. — об-во не ставит никаких целей, противоречащих интересам самого полного развития и духовного расцвета всех внутренних сил личности. Осн. принципом коммунизма «является полное и свободное развитие каждого индивидуума» (К. Маркс). Поэтому и в непосредственных отношениях между людьми никто не делает др. своим средством. На место противоположности потребностей, эгоистических склонностей нравственному долгу приходит человеческое самосознание, для к-рого ответственность за все дела об-ва сама стала потребностью.

Марксистское понятие целостности человека противостоит как механической разносторонности, так и односторонней цельности; оно выражает внутреннюю восприимчивость человека к проблемам и результатам культурно-исторического процесса. Становление гармонически, целостно развитого человека — сердцевина процесса коммунистического воспитания, одно из условий построения коммунизма.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Всестороннее, целостное развитие личности


 

2010. Словарь по этике.