Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Трудовое воспитание — совершаясь гл. обр. в процессе общественного труда, Т. в. в той или иной форме существовало во всех общественно-экономических формациях, однако имело свои особенности, обусловленные характером социально-экономических отношений об-ва. При родовом строе трудовые обязанности людей диктовались нуждой и жестокой борьбой с природой. Поэтому участие каждого члена рода в трудовом процессе было необходимостью.

В рабовладельческой и феодальной формациях физический труд был уделом рабов и крестьян, а умственный труд — привилегией эксплуататоров. Поэтому Т. в. имело крайне односторонний и уродливый характер. Система воспитательных мероприятий со стороны господствующих классов была в конечном счете направлена на воспитание у трудящихся покорности эксплуататору, на внушение им, что судьба эксплуатируемых — нести бремя труда.

Только с возникновением капитализма стали высказываться идеи о необходимости одинакового трудового воспитания всех членов об-ва (Т. Мор, Т. Кампанелла, Руссо, И. Песталоцци, Я. А. Коменский, Локк, К. Д. Ушинский, Сен-Симон, Фурье, Оуэн и др.). Но, рассматривая труд вне связи с конкретными условиями его осуществления, домарксовские мыслители не могли до конца раскрыть роль и сущность Т. в. в формировании всесторонне развитой личности. Классики марксизма-ленинизма впервые показали роль и значение производительного труда в формировании моральных качеств личности.

Они указывали на необходимость соединения обучения с производительным трудом. В. И. Ленин писал, что у людей, не прошедших закаляющую школу труда, появляются разгильдяйство, небрежность, нервная торопливость, склонность заменять дело дискуссией и т. д. В социалистическом об-ве Т. в. есть часть общего процесса коммунистического воспитания трудящихся и направлено на развитие коммунистического отношения к труду и общественному производству, к социалистической собственности.

Оно представляет собой единый процесс с умственным и нравственным воспитанием и включает следующие моменты: привитие с детских лет трудовых навыков, привычки к труду, трудолюбия, уважения к трудящемуся человеку и результатам его труда, презрения к тунеядцам и лентяям; воспитание чувства ответственности за общее дело, коллективизма, сознания общественного долга, сознательного отношения к трудовой дисциплине; вытравливание частнособственнической психологии, эгоизма, индивидуализма; развитие моральных стимулов к труду, чтобы из обязанности труд постепенно превращался в жизненную потребность людей; формирование отношения к труду как к творчеству.

В СССР Т. в. осуществляется во всех учебно-воспитательных учреждениях народного образования на основе принципа соединения обучения с производительным трудом, а также непосредственно на производстве, где гл. его методами являются воспитание на живых примерах, пропаганда опыта передовиков, систематическое повышение квалификации работников.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Трудовое воспитание


 

2010. Словарь по этике.