Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Свобода воли — философская категория; в самом общем смысле означает способность человека самостоятельно определять свои поступки, действовать по своему усмотрению, на основании собственного решения. Как категория этики С. в. означает, что, совершая поступок, человек осуществляет моральный выбор между добром и злом, нравственным и безнравственным. Поскольку этот выбор зависит от самого человека, последний обладает моральной ответственностью, его действия могут быть поставлены ему в заслугу или вменены в вину.

Проблема С. в. в истории этики часто истолковывалась идеалистически. Индетерминистское (Причинность) понимание С. в. рассматривает ее вне зависимости от к.-л. внешних причин. Источник активности человека и его способности выбирать поступки усматривается в воле как таковой, к-рая якобы противостоит всякой необходимости. Отрыв С, в, от объективной действительности часто ограничивал ее проявление лишь сферой духа, т, е. приводил к утверждению о принципиальной невозможности реализовать ее в материальном мире. Уже в древности Эпиктет высказывал мысль, что добро и зло находятся лишь в разуме человека, а потому «нет насилия, которое могло бы лишить нас свободы выбора».

В сущности, тот же смысл вкладывает в понятие С. в. в новое время Кант, к-рый разграничивает действительность на мир естественной необходимости, где человек поступает как природное и несвободное существо, по законам причинности, и на умопостигаемый мир, находящийся вне пространства и времени, где человек только и обладает С. в. Согласно Канту, свободной является лишь «добрая воля», но эта воля оказывается, по существу, неспособной проявить себя практически, в мире необходимости.

Для буржуазных теоретиков более позднего периода характерно представление о свободной воле (берется ли она в качестве свойства человека или превращается в нечто абсолютное, самостоятельное) как о ничем не ограниченном произволе (Штирнер, Ницше, Шопенгауэр). Это нередко приводит их к обоснованию крайнего индивидуализма и аморализма. Понятие свободной воли — одна из центральных категорий этики экзистенциализма. Мыслители-материалисты (Гоббс, фр. материалисты XVIII в., рус, революционные демократы) отвергали индетерминистское понимание С. в. на том основании, что все действия человека причинно обусловлены.

Но представителям домарксистской этики так и не удалось ответить на вопрос, каким образом можно совместить способность человека выбирать свои поступки с объективными законами мира. Поэтому мн, из них, трактуя причинность человеческой деятельности механистически, приходили к выводу, что каждое действие человека заранее предопределено общим ходом вещей (Гоббс, Гольбах, А, Коллинз). Т. обр., неверное решение проблемы С, в. приводит мыслителей в итоге к одной из двух порочных крайностей — к волюнтаризму или фатализму. Подлинное решение проблемы С. в. дает только марксистско-ленинская теория.

Деятельность человека, осуществляемая на основе выбранной цели, в конечном счете отражает определенные законы развития природы и об-ва, т. е. объективную необходимость. Последняя выражается в интересах и потребностях людей и классов, определяя мотивы их поступков, эту необходимость нельзя рассматривать лишь как нечто внешнее по отношению к человеку, ибо не только действия людей обусловлены законами природы и об-ва, но и человек в свою очередь способен воздействовать на окружающее, преобразовывать его.

В рамках общей социально-исторической необходимости, к-рая осуществляется благодаря совокупности действий громадной массы людей, отдельный человек или относительно большая социальная группа обладают свободой выбора (напр., в вопросе о том, на сторону какого класса стать, примкнуть или не примкнуть к определенному общественному движению, как посту пить в личной жизни и т. п.) Именно в этих границах марксистская этика и ставит вопрос об ответственности человека за свои поступки (см. также Деятельность моральная, Свобода нравственная, Самодеятельность и творчество).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Свобода воли


 

2010. Словарь по этике.