Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Страх — кратковременная эмоция или устойчивое чувство, порождаемые у человека действительной или мнимой опасностью. Как психологическое явление С. выражается в беспокойстве, угнетенном или паническом состоянии, в мучительных переживаниях, а также в действиях (стихийных или сознательных), направленных на самосохранение. Когда С. приводит к утрате контроля человека над собой, к малодушным поступкам, противоречащим требованиям нравственности, он расценивается моральным сознанием как трусость.

И наоборот, преодоление человеком чувства С. характеризуется как смелость, мужество. С. может выступать не только как психическое состояние отдельного человека, но и как устойчивая черта сознания социальных групп и об-ва в целом. Ужас и С. перед непонятными явлениями природы испытывал, напр., первобытный человек, к-рый почти целиком находился во власти естественных законов и не в состоянии был контролировать их.

Чувство С. воспитывается в людях также социальными условиями, отражая состояние бесправия, угнетения и бессилия человека, находящегося во власти стихийно действующих общественных сил. В капиталистическом об-ве С. перед будущим у трудящихся вызывается существованием безработицы, а у частного предпринимателя — угрозой разорения. С. перед грядущим, перед неумолимыми законами истории — типичная черта сознания господствующих эксплуататорских классов в периоды приближения их гибели.

Мн. буржуазные философы (Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Шпенглер и др.) считают С. естественным состоянием человека, осознающего свое одиночество, понимающего бессмысленность своего бытия. С., по Бердяеву, лежит в основе жизни личности и правит миром. Для Кьеркегора, Хайдеггера и др. экзистенциалистов «предмет страха есть ничто». Беспредметный, бесконечный ужас перед «ничто», с их т. зр., порождается «заброшенностью» и постоянной озабоченностью человека, вынужденного брать на себя ответственность за выбор решения, для к-рого не может быть никаких разумных доводов.

С. не только закономерное порождение классового об-ва, но и один из рычагов сохранения отношений эксплуатации. Чувство С. всегда играло роль важного регулятора поведения человека в этом об-ве (С. перед наказанием, перед силой или властью). Нередко чувство С. выдвигается даже в качестве нравственного побуждения. Религиозная мораль вменяет людям С. перед богом, перед «страшным судом», считая его наиболее надежной гарантией соблюдения ее требований.

В условиях общественной собственности на средства производства, когда люди сознательно объединяются для осуществления общих целей и ставят под свой коллективный контроль действие социальных законов, С. перестает быть нормальным явлением общественной психологии. По мере развития самодеятельности и творчества масс, поднятия их общественной активности и сознательности С. уже не может служить регулятором их поведения.

Утверждение принципов коммунистической нравственности в повседневной жизни людей предполагает, что каждый отдельный человек должен исполнять свой долг перед об-вом, руководствуясь не С. перед наказанием или даже перед моральным осуждением его поступков, а по внутренней убежденности, повинуясь своей совести, т. е. сознательно и свободно. Лишь бесстрашие перед трудностями, готовность ради истины и социального прогресса пойти против сложившихся традиций и авторитетов делают человека подлинным носителем коммунистической нравственности.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Страх


 

2010. Словарь по этике.