Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Стоицизм — философско-этическое учение, возникшее в Древн. Греции в конце IV в. до н. э. (Зенон) и развивавшееся в Риме в первые века н. э. (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). По мнению стоиков, в мире господствует рок, фатальная необходимость, установленная богом. Высшая нравственность поэтому состоит в том, чтобы жить «сообразно природе», божественному миропорядку, к-рый человек ни в чем не способен изменить.

Отсюда и специфическое толкование стоиками добродетели — полная покорность року, пассивное приятие судьбы, отрешенность от земных страстей и чувственных влечений, созерцание своего внутреннего мира. Этот душевный настрой одновременно рассматривался стоиками как состояние подлинного счастья человека (Эвдемонизм). Учение С. отразило в себе глубокий кризис античного об-ва, умонастроения мн. его слоев, не видевших путей изменения общественных отношений к лучшему.

Идеи стоической морали были затем восприняты христианством (Грех, Фатализм, Эсхатология, Терпимость, Смирение) и стали служить оправданию эксплуатации и социальной несправедливости. В дальнейшем С. стали называть моральный принцип жизни, предполагающий аскетическое ограничение потребностей (Аскетизм), строгое соблюдение моральных требований даже в неблагоприятных обстоятельствах, смирение перед враждебными жизненными условиями, приятие ударов судьбы и отказ от борьбы за осуществление личных интересов. Принцип С. теоретически обосновывается экзистенциализмом и некоторыми др. направлениями совр. этического иррационализма.

Отвергая официальную буржуазную мораль, дух приспособленчества и потребительства (Нигилизм), предписывая людям самоотверженность, принцип С. одновременно исключает исторически обоснованную уверенность в революционном преобразовании общественных отношений и потому вменяет людям пассивное отношение к социальным условиям и, кроме того, ограничивает их нравственную задачу лишь личным самосовершенствованием (Самовоспитание). Моральные установки С. нацелены на выработку у личности способности противостояния враждебному миру отчуждения путем самодисциплины и исполнения долга.

С. допускает лишь слепую веру в моральное преображение людей или же оказывает доверие утопическим проектам переделки общественных отношений путем ограничения развития науки, техники и потребления, внедрения «новой этики», построенной на внеклассовых принципах взаимопомощи, любви и ненасилия. Такие установки приводят к моральному релятивизму, к потере социальных ориентиров морального выбора.

Коммунистическая нравственность, хотя она и требует от людей стойкости и мужества, а в определенных обстоятельствах самопожертвования и героизма, отрицательно относится к С. как общему жизненному принципу. Аскетическому ограничению потребностей людей она противопоставляет борьбу за возможно более полное их удовлетворение, социальной пассивности — деятельное отношение к жизни об-ва (Активность).

Стойкость — см. Выдержка.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Стоицизм


 

2010. Словарь по этике.