Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Спиноза (Spinoza), Бенедикт (1632—77) — голл. философ-материалист, критик библейского канона еврейского Ветхого завета. Гл. задачу своей философии С. видел в разработке этической теории, основывающейся на учении о вечной и бесконечной природе, или субстанции, к-рая действует согласно собственным вечным необходимым законам, и «модусах», к-рыми являются все вещи материального мира и все души людей. В человеке тело и мыслящая душа — одна и та же сущность, только рассматривается со стороны либо протяжения, либо мышления.

Условием разработки этики С. полагал предварительное познание телесных процессов и связей в человеке. Он приблизил метод психологии к методам механики и физики и свел сложность и многообразие психической жизни к двум, как он думал, простым началам: разуму, отождествив его с волей, и страстям (аффектам). Все первичные аффекты (он различал три их вида: радость, печаль и вожделение) и мн. производные от них вырастают, по С., из стремления каждой вещи к сохранению своего существования.

Человек руководится не моральным законом добра и не отвращением от зла, а стремлением к самосохранению и собственной выгоде, к-рое только и определяет добродетель, выступающую как человеческая мощь. На этих натуралистических основаниях С. построил свое учение о свободе. Человеческую природу он ставит в зависимость от аффектов. Отказ от идеалистического представления о свободе воли, о независимости ее от определяющих поведение мотивов не привел С. к отрицанию возможности свободы для человека.

С. разъяснил, что понятие о свободе не противоречит понятию о необходимости вещь, существующая необходимо, может в то же время быть свободной, если она существует по необходимости одной лишь собственной природы. В этом смысле свободна субстанция (природа, или бог): ее существование обусловлено только ее собственной сущностью. В этом смысле может быть свободен человек, т. к. при определенных условиях он может выйти из рабства у аффектов.

Всякий аффект перестает быть пассивным состоянием, как только человек образует о нем ясную и отчетливую идею, т. е. познает его. Свобода и есть, по С., познание необходимости, ясное и отчетливое представление о том, что необходимо. Эта диалектическая идея С. была выдающимся достижением материалистической философии. Из учения С. следовало, что для разных людей существуют различные степени свободы. Хотя познание, как таковое, бессильно перед аффектами, оно само может стать аффектом (любовь к познанию). Радость познания может подавить все др. аффекты и т. обр. привести человека к величайшей свободе.

Ограниченность учения С. о свободе проявляется в том, что он исчерпывает свободу познанием необходимости и добровольным согласием с необходимостью; он не связывает материальную практику с осуществлением свободы (в этом его учение сходно со стоицизмом). Свобода для С. — господство разума над чувствами, преодоление чувственных аффектов страстью к познанию.

Круг субъектов свободы у него крайне ограничен — это отрешенные от жизненной практики мудрецы, содержание жизни к-рых составляет «интеллектуальная любовь к богу», т. е. страсть к познанию. Такое понимание свободы абстрактно и антиисторично. Осн. соч. «Этика», «Богословско-политический трактат», а также «Политический трактат» и «Трактат об очищении интеллекта», оставшиеся неоконченными.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Спиноза


 

2010. Словарь по этике.