Марксистско-ленинская этика доказывает, что С. имеет общественное происхождение, определяется условиями социального бытия и воспитания человека, зависит от его классовой и общественной принадлежности. «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить», — писал К. Маркс (т. 6, с. 140). И, если С. человека, его внутренние убеждения приходят в столкновение с повелениями, идущими извне, то происходит это потому, что объективная действительность по-разному отражается в сознании различных социальных групп, в официальных установках государственных и общественных институтов и убеждениях отдельных людей. Источник этих столкновений — общественные противоречия и социальная несправедливость, конфликты классовых интересов. В социалистическом об-ве требования С. нравственной личности не могут означать ничего иного, кроме служения интересам всех людей. Поэтому возникающие иногда конфликты между личной С. и предъявляемыми извне требованиями являются только результатом неправильного понимания данной личностью или др. людьми долга человека перед об-вом. Принцип коллективизма в коммунистической нравственности нисколько не умаляет значения индивидуальной С. каждого. Напротив, по мере строительства коммунистического об-ва возрастает роль личной сознательности каждого отдельного человека и, следовательно, С. (см. также Самодеятельность и творчество в морали, Свобода нравственная, Всестороннее, целостное развитие личности). |
|
2022. Словарь по этике. Создание и продвижение сайта - Q-Media |