Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Соловьев, Владимир Сергеевич (1853—1900) рус. религиозный философ, публицист и поэт. Проблема человеческой личности, трактуемая в духе христианской традиции, — одна из стержневых в философии С. Он видел в личности не только относительно самостоятельную духовную реальность, но и первичный элемент метафизической коллективной личности — человечества. С. рассматривал человека как «связующее звено между божественным и природным миром». Поэтому любое индивидуальное человеческое существование приобретает у него космический и вселенский смысл.

Божество (абсолют) и человеческая личность, по С., суть осн. (хотя и неравнозначные) моменты эволюции вселенной, цель к-рой — преодоление мирового зла, просветление и одухотворение сотворенного богом мира (theosis). Человек, несовершенный, но наделенный потенцией безграничного совершенствования, томится противоречием между поиском абсолютной свободы и ощущением зла мира, где господствует механическая причинность. Поэтому «в различении добра и зла, истины и лжи заключается весь существенный интерес человеческой жизни».

В своем земном пути личность, по С., имеет возможность реализации двух типов свободы: «положительной» (свободы к добру) и «отрицательной» (свободы ко злу). Первая достигается стремлением к познанию абсолюта и обеспечивает человеку способность к исполнению божественных предначертаний, вторая — неограниченным самоутверждением единоличного «я», что приводит к отрицанию свободы (неограниченное самоутверждение, неся несвободу др., перестает быть свободою для самого индивида).

Философски обосновывая неизбежность духовного саморазрушения «гордого человека», С. выступает продолжателем этической проблематики произв. Достоевского. Равно разрушительным представляется С. и групповое самоутверждение. Однако С. не мыслит самоотречение ради поисков абсолюта как отказ от свободы вообще. Человек объективно реализует и субъективно ощущает свою свободу в акте любви (к людям, к природе, к богу) и в нравственном поступке.

Вслед за Кантом С. полагает, что, преодолевая инерцию механической причинности нравственным усилием, человек приближает себя к абсолюту, олицетворяющему полноту «истины, добра и красоты». Нравственность, любовь и свобода для С. в конечном счете нераздельны, как нераздельны несвобода и зло. Платоновское учение об эросе сочетается у С. с кантовским «категорическим императивом» на основе христианской антропологии. Проблему добра и зла на земле С. решает также в религиозном духе: личность Христа — свидетельство и гарантия конечного торжества добра.

Вместилищем универсального нравственного опыта человечества С. считал христианскую церковь. Сознательно отвергая научное рассмотрение проблем этики, С. придавал вопросу о соотношении свободы и необходимости в истории и человеческой жизни метафизически-иррациональный смысл и оказался в этой области предтечей этических концепций христианской философии XX в. и религиозного экзистенциализма. Осн. труды С., в к-рых разрабатывается этическая проблематика! «Критика отвлеченных начал» (1880), «Духовные основы жизни» (1884), «Смысл любви» (1890), «Оправдание добра» (1897), «Три разговора» (1900).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Соловьев


 

2010. Словарь по этике.