Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Сократ (469-399 до н. э.) — древнегреч. философ, развивавший учение (устно, в форме диалога и диспута), подготовившее возникновение диалектики и объективного идеализма Платона и Аристотеля. Репутация С., созданная современниками и изображавшая его как одного из софистов, а также критика им некоторых черт политической системы афинской демократии вызвали враждебное к нему отношение демократических руководителей Афин. С. был привлечен к суду по обвинению в религиозном нечестии, приговорен к смерти и принял яд.

Учение С. известно в изложении его учеников, а потому не полно и противоречиво. Гл. задача философии, как ее понимает С., — этическая: создание учения о том, как следует жить. Но т. к. жизнь — искусство, а для совершенства в искусстве необходимо его знание, то гл. (этическому) вопросу философии предшествует вопрос о сущности знания. Знание С. толковал как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, т. обр., понятие о предмете и достигается посредством определения понятия.

Предметом знания может быть, по С., только то, что доступно целесообразной деятельности человека. Согласно С., наиболее доступна человеку деятельность его души. Поэтому осн. задачей познания С, провозглашает самопознание («познай самого себя»). Все частные цели подчиняются единой общей и высшей цели, к-рая есть безусловное высшее благо. Эта мысль резко отличает учение С. от крайнего этического релятивизма софистов.

Однако в условиях человеческой жизни С. признавал относительный релятивизм, неизбежный для всякой целесообразной деятельности: благо обусловливается пользой и удовлетворением; хорошее есть одновременно и полезное для достижения цели, с т. зр. к-рой оно определяется как хорошее. Рационалистическая этика С. тесно связана с его взглядом на роль понятий; он отождествляет нравственную доблесть со знанием. Деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий целями.

Поэтому, утверждал С., никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле. Т. обр., С. свел всякое аморальное действие к простому незнанию или заблуждению, а мудрость — к совершенному знанию. Этический рационализм С. был замечен уже философами древности. Аристотель, напр., отмечал, что С. превратил добродетели в понятия, в науки или познания особого рода, достигаемые посредством индуктивных приемов определения этих понятий.

В середине и во второй половине XIX в. этический рационализм С. подвергся резкой критике со стороны буржуазных философов, выступивших против интеллекта как орудия творчества и познания (Кьеркегор, Ницше). В XX в. его критиковал с позиций религиозного экзистенциализма рус. философский писатель Л. Шестов.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Сократ


 

2010. Словарь по этике.