Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Скептицизм (греч. skeptomai — рассматривать, изучать). — 1. Моральный — воззрение на человека, так или иначе принижающее его моральные возможности, отрицающее его нравственную дееспособность. Моральный С. может проявляться в самых различных формах: напр., в утверждении, что человек по своей природе зол, «греховен», не способен поступать нравственно в своей социальной жизни, не может познать истинное содержание добра и сознательно и добровольно стремиться к его осуществлению; или в отрицании для человека возможности преодолеть социальные и нравственные пороки об-ва, создать справедливый и гуманный строй, осуществить нравственный идеал.

Как правило, С. такого рода связан с неверием в моральный прогресс (Пессимизм). Скептические представления о моральной дееспособности человека получают распространение в нравственном сознании об-ва и этических теориях в периоды упадка и приближения к гибели того или иного общественного строя. В условиях совр. капитализма такой взгляд с наибольшей полнотой получил выражение в этической теории неопротестантизма. Скептические мотивы совершенно чужды марксистской этике, к-рая исходит из положения о безграничных исторических (в т. ч. и моральных) возможностях человека. 2. Этический — воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.

Хотя отдельные идеи подобного рода неоднократно высказывались в истории этических учений прошлого, развернутое методологическое обоснование этический С. получил лишь в буржуазных теориях конца XIX — начала XX в. (У. Самнер, В, Паретто, К. Маннгейм), Совр. сторонники С, утверждают, что моральные представления людей не отражают объективной действительности и не могут оцениваться о т. зр, истинности или ложности. Люди, рассуждают они, склонны приписывать своим нравственным идеям рациональный смысл, объективную значимость, тогда как на самом деле в них лишь выражаются и обосновываются привычные способы поведения в том или ином об-ве.

Порочность этого рассуждения состоит не в том, что устанавливается связь между моральными идеями и бытующими в об-ве нравами и обычаями, а в том, что эти обычаи рассматриваются как нечто случайное, не связанное о объективными законами развития об-ва. Отсюда же вытекает убеждение, что нравственные представления не могут быть научно обоснованы или, наоборот, подвергнуты научной критике. Наибольшее развитие скептические воззрения на моральные представления и суждения получили в неопозитивизме. Марксистская этика рассматривает моральные представления как особую форму общественного сознания, к-рое всегда так или иначе отражает объективные условия существования того или иного об-ва, класса.

Но способ этого отражения в морали отличается от научного (Сознание моральное). В предшествующей же истории законы последней обычно осмыслялись в моральных представлениях в извращенной, фантастической форме. Действительные социальные потребности об-ва или класса, из к-рых вытекали требования нравственности, истолковывались как заповеди, идущие от бога, как моральные законы вселенной или же как требования «природы» человека. Даже в тех случаях, когда нравственные принципы связывались с реальными интересами людей (что само по себе правильно), под видом общечеловеческих потребностей всегда протаскивались интересы того или иного класса.

Кроме того, в домарксистской этике не было конкретно-исторического подхода к оценке истинности тех или иных моральных представлений, поэтому теоретики не могли показать, насколько адекватно мораль данного класса отражает потребности исторического развития в данную эпоху. По сравнению со всеми существовавшими в истории моральными представлениями коммунистическая нравственность содержит в наибольшей мере истинное знание.

Во-первых, она основывается на научном понимании исторического процесса и ее общественным идеалом является. об-во, к-рому действительно принадлежит будущее. Во-вторых, эта мораль свободна от фантастических представлений о происхождении нравственных принципов и требований. В-третьих, это первая в истории нравственность, к-рая по отражаемым в ней интересам людей является общечеловеческой (см. также Общечеловеческое и классовое в нравственности, Истина и нравственность, Мораль и наука).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Скептицизм


 

2010. Словарь по этике.