Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Сенека (Seneca), Луций Анней (ок. 3 до н. э.— 65) — римский философ-стоик и писатель. Занимал высокие государственные должности: в 56 г., при Нероне, воспитателем к-рого он ранее являлся, стал консулом. «Этот стоик, — писал о нем Энгельс, — проповедовавший добродетель и воздержание, был первым интриганом при дворе Нерона, причем дело не обходилось без пресмыкательства...» (т. 19, с. 311). Обвиненный в заговоре, по приказу императора покончил жизнь самоубийством. Традиционные части стоицизма — физика и логика — теряют в учении С. всякое значение.

Задача философии сводится им к жизнеучению. Жить добродетельной и счастливой жизнью — значит жить сообразно с природой, сущность к-рой С. отождествлял с богом-разумом, с провидением, судьбой. Подчиняясь богу, учит С., человек обретает свободу. Совершенный, гармонический разум (будучи частью божественного) помогает индивиду выработать правильное отношение к миру, к вещам, не зависящим от человеческой воли. Высшего блага («блаженной жизни») человек достигает в результате терпения, воздержания, мужества.

Обладающему такими качествами не страшны ни бедность, ни страдания, ни даже рабство и смерть. В разумно-божественной вселенной все направлено на благо живых существ, зло и греховность же — порождение об-ва, где царит неправда и борьба за материальное благополучие. Эта идея трансформируется у С. в противоположность «внутреннего» и «внешнего», бессмертной души и бренного тела; только обращение человека к богу ведет личность к добру, к господству над чувственными желаниями, над материальными предметами. Не важно, если ты беден или раб.

«К чему внешние блага тому, кто сосредоточил в себе все свое достояние?» По мнению С., духовная природа раба и господина одинакова, тем не менее он признает естественным разницу их социального положения. Не считая богатство благом, С. допускал обладание им как тем, что способствует упражнению в добродетели. Т. обр., его учение есть фактически форма примирения с существующими порядками.

На упрек, что сам он, имея огромное богатство, живет не в соответствии со своей философией, С. отвечал: «Философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить». С. оказал большое влияние на формирование этики и догматики христианства. Он автор трактатов по проблемам нравственности: «О милосердии» (55—56), «О счастливой жизни» (58—59), «Моральные, письма к Луцилию» (63—64) и др.

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Сенека


 

2010. Словарь по этике.