Словарь по этике. Вернуться на главную страницу

 


Сен-Симон (Saint-Simon), Клод Анри де Рувруа (1760—1825) — фр. мыслитель, социолог, социалист-утопист. С.-С. стремился путем применения естественнонаучных методов к области обществоведения создать философскую систему, призванную служить орудием построения рационального об-ва, дающего наибольшее благо наибольшей массе людей. Как и концепции рационалистов XVIII в., его «наука о человеке», или «социальная физиология», отводила определяющую роль в об-ве человеческому разуму, господствующим в этом об-ве научным, философским воззрениям, но в отличие от первых она строилась на принципе историзма.

Созидательная эпоха в развитии об-ва, по С.-С., сменяется эпохой разрушительной, за к-рой следует построение на базе новых философских и моральных идей более высокого общественного строя. Путь к общественному идеалу С.-С. — «промышленной системе» — лежит через всемерное развитие производительных сил и применение научных принципов, к-рые, прямо согласуясь с этическими взглядами мыслителя, включают: искоренение паразитизма господствующих классов и введение обязательного производительного труда для всех членов об-ва; обеспечение равных для всех людей возможностей применять свои способности; превращение политики в «позитивную науку о производстве», а государства — из орудия управления людьми в орудие организации производства, «управления вещами».

В качестве средств борьбы против эгоистического частного интереса буржуазии С.-С, предлагал подчинение всех пред- принимателей единому плану работ, с тем чтобы место человека в об-ве определялось его способностями, В последнем соч. «Новое христианство» он «прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» (К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 25, ч. II, с. 154).

Но идеалистические основы мировоззрения С.-С. делали для него невозможным решение этой задачи иначе, как путем мистического преодоления классовых противоречий. Разработанная им религиозно-этическая концепция «нового христианства» призвана была дополнить материальные принципы «промышленной системы» моральным категорическим императивом религиозной веры, с ее лозунгом «все люди — братья».

Несмотря на отход С.-С. от атеизма фр. материалистов, апелляцию к религии, его взгляды представляли шаг вперед как в теории утопического социализма в целом, так и в этическом учении последнего (отказ от аскетически-уравнительных принципов в подходе к человеку и требование удовлетворения всех потребностей личности на основе расцвета науки и производительных сил, обеспечения социалистического принципа распределения по способностям).

Кроме «Нового христианства» (издано посмертно в 1825) осн. соч. С.-С.: «О промышленной системе» (1821—22), «Катехизис промышленников» (1823—24), «Литературные, философские и промышленные рассуждения» (1825).

Назад | Тематический указатель | Вперёд
 




Сен-Симон


 

2010. Словарь по этике.